Экзамены в музыкальной школе
Как мы можем оценить музыканта? Конечно же, анализируя его исполнение и выступление в концертах.
Если концерт перед небольшой аудиторией и для комиссии — такое выступление называется академическим.
То есть, академический концерт в музыкальной школе — это экзамен.
.
Контрольные прослушивания в музыкальной школе
По учебной программе музыкальной школы контрольные прослушивания составляют следующие формы: академические концерты, технические зачеты, контрольные уроки, отчетные концерты, зачеты, экзамены — переводные и выпускные.
Контрольное прослушивание – важная форма в работе преподавательского коллектива. От того, какое значение ему придается в школе, какова его система и как организуется каждое прослушивание, во многом зависит успех обучения учащихся и общий исполнительский уровень школы.
Контрольные прослушивания, проводимые в классном порядке, утверждаются на заседании методических секций. Академические концерты и выпускные экзамены планируются на заседаниях отделов, согласовываются с завучем, утверждаются на заседании методического совета, а затем на августовском педсовете.
Для удобства планирования и рационального распределения времени завуча рекомендуется закрепить определенный день недели за каждым отделом. Тогда, даже в августе месяце легко составить график академических концертов и выпускных экзаменов на целый учебный год, включая апрель и май. При этом необходимо учитывать количество проводимых прослушиваний, которые зависят от контингента учащихся на отделе.
.
Группы учащихся, выступающих на академическом концерте, формируются по таким критериям:
— степень готовности
— класс преподавателя
— возрастные группы
При планировании графиков академических концертов нужно учитывать, что мероприятие не должно занимать много времени. Оптимальная продолжительность академконцерта – академический час, т.е. 45 минут.
За это время возможное количество выступающих – 12-15 учащихся старших классов или 15-18 учащихся младших классов
.
Требования к подготовке и проведению академических концертов:
1. Преподаватель заранее должен подготовить программу выступления учащихся и сдать заведующему отделом для сведения единой ведомости
выступающих по классам.
Произведения должны быть контрастными и интересными, а также соответствовать программным требованиям, возрасту и техническим возможностям ученика.
2. Заранее готовится помещение.
Детей рассаживают в том порядке, в котором они будут выступать. При объявлении выступающего нужно указать фамилию учащегося, которому предстоит выступать следующим и которому необходимо подготовиться (например, выступает Андрей Сидоров, подготовиться — Вере Корзуновой).
Если в академическом концерте принимают участие концертмейстера, необходимо подготовить для них места.
Ноты находятся у учащихся в папке или у концертмейстера в том порядке, в котором звучат произведения. Если выступают вокалисты с фонограммами, то произведения должны быть записаны на диске или флешке в определенной последовательности, желательно, чтобы на носителе не было больше никаких записей. Преподаватель должен четко знать номер трека, а так же необходимо заранее проверить, читается ли данный формат техническим средством. Все это необходимо для того, чтобы не возникали заминки и паузы в проведении мероприятия.
3. Затем приглашаются родители, и комиссия занимает свои места. Всем напоминаются правила поведения на академическом концерте, и предлагается выключить мобильные телефоны.
4. И лишь когда все готовы, приглашается завуч.
5. Ведет академический концерт заведующий отделом:
— он объясняет, что все находятся на экзамене, поэтому должна соблюдаться тишина, чтобы не мешать учащимся
— представляет присутствующим комиссию, фамилии концертмейстеров
— желает учащимся удачного выступления
— объявляет о начале академконцерта
Следует отметить, что в учебном году ученик должен выступить, как минимум три раза. В соответствии с программами рекомендовано проводить академконцерты первого семестра и переводной — с оценкой, а мартовский академконцерт, так называемый открытый, без оценки.
Комиссия для проведения выпускных экзаменов назначается приказом руководителя и в нее входят: администрация школы, заведующие отделами, при необходимости ведущие педагоги школы.
Во время обсуждения комиссией выступлений учащихся преподаватель дает характеристику своему ученику, рассказывает об отношении к занятиям, и высказывается за ту или иную оценку.
Если преподаватель выступает первым, то это может повлиять на мнение коллег и придать соответствующий настрой обсуждению, объективность которого может оказаться под угрозой. Характеризуя игру ученика, преподаватель не может, да и не должен быть беспристрастным. «Было бы весьма прискорбно, если бы учитель был беспристрастен к своему ученику», — говорил Л. Ройзман. Беспристрастный преподаватель – равнодушный преподаватель.
Педагог всегда обосновывает оценку, за которую высказывается. Даже если он не выскажет мнение об оценке, то словесная характеристика все же говорит о желании преподавателя. Обсуждение может пойти по принципу поиска решения – пойти на поводу у преподавателя или нет.
Нужна ли вообще на обсуждении выступления характеристика текущих занятий ученика? Ведь принцип объективности от этого только страдает.
Было бы более целесообразным высказывание преподавателя ученика после выступления коллег.
.
Итак, ориентировочная схема обсуждения на академических концертах следующая:
— вначале высказываются педагоги отдела и анализируют выступление учащегося
— преподаватель ученика дает ему характеристику
— председатель комиссии подводит итог. Председателем комиссии является завуч
— Спорная оценка выставляется путем голосования
Академические концерты учащиеся сдают по специальности, инструменту (для вокального и хорового отделов), предмету по выбору.
В конце обучения в музыкальной школе дети сдают выпускные экзамены по сольфеджио, музыкальной литературе и специальности.
В исполнении трио аккордеонистов звучит танец «Долорес» композитора Ш. Камиллери
.
Ирина Анищенко
.
.
.