Оценка в музыкальной школе

Хочу-5Воспитательный эффект оценки

Преподаватель музыкальной школы всегда должен задумываться о воспитательном эффекте оценки. А для этого необходимо хорошо знать музыкальные способности ученика, его трудоспособность и следует предусмотреть психологическую реакцию на выставленную оценку.

И только потом решать, какая отметка должна быть: констатирующая, поощрительная или порицательная.

Комплексный подход к оценке

Выставляя оценку, учитель руководствуется объективностью, однако, элемент субъективности, конечно же, проявляется при оценивании  работы ученика.

Преподавательской необходимостью является комплексный подход к оценке – и объективный, и субъективный.

Субъективность – это не предвзятость и несправедливость, это творческое восприятие урока. Если у ребенка хорошие музыкальные способности, но несколько уроков подряд не выучивается текст, значит, ученик недостаточно работает дома. И преподаватель обоснованно может поставить тройку, несмотря на активность и продуктивность ученика на уроке.

Поощрительная оценка

Рассмотрим другой пример. У ребенка есть желание заниматься в музыкальной школе, но у него слабые музыкальные способности. Ребенок знает, как реально обстоят дела, видит возможности других учеников, понимает, что учеба – это труд, и получает свою реальную оценку – тройку или четверку.

Иногда ребенок качественно выполнил домашнее задание, активно работал на уроке, и тогда преподаватель, желая зафиксировать успех ученика, ставит отличную оценку. Эта оценка носит поощрительный характер.

Порицательная оценка

Зачастую преподаватели пользуются словесной оценкой. Если ребенок обычно добросовестно готовится к урокам, но пришел с невыученным заданием, преподаватель вправе сказать, что если такое повторится, то будет двойка. А невыученное задание выполняется в классе или задается на следующий урок.

Это словесная оценка, но все равно, порицательная.

Отличие оценки в общеобразовательной и в музыкальной школе

Поурочная оценка в музыкальной школе отличается от поурочной оценки в общеобразовательной школе.

Поставить оценку в музыкальной школе труднее. Зачастую, преподаватели отказываются от частых поурочных оценок, используя другие методы привлечения учеников к активной творческой деятельности.

Преподаватели и родители учеников должны всячески убеждать детей, что они учатся не ради отметки, а ради знаний и умений. И поэтому в дневнике достаточно будет записи о невыполненном задании.

Со временем ребенок отвыкает работать только ради положительной оценки и более творчески подходит к выполнению домашних заданий. Ученик понимает, что главная его оценка будет выставлена на контрольных прослушиваниях. И вся работа на уроке, подготовка домашних заданий – это работа на положительный результат в перспективе.

Воспитательный характер оценки

Поурочная оценка в музыкальной школе, в основном, — субъективное оценивание педагогом успехов ученика, и носит воспитательный характер. Успехи ученика оценивают не столько по оценкам за уроки, сколько по итогам на контрольных прослушиваниях.

В учебных программах указывается, что педагог должен всячески поддерживать трудолюбие ученика, и что оценки должны быть доброжелательны и педагогически целесообразны.

Хорошие и отличные оценки могут быть выставлены в равной степени как ученикам с отличными данными, так и ученикам со средними данными. Но обязательное условие – в пределах своих возможностей ученик должен добиться больших успехов.

Основной критерий выставленной оценки – грамотное и осмысленное исполнение произведения. А поэтому, речь идет не об оценке на уроке, а об оценивании готовой работы. И здесь уже потребуется объективное оценивание – грамотное и осмысленное исполнение произведений независимо от степени музыкальной одаренности.

Можно сделать вывод, что поурочная оценка носит воспитательный характер и является средством стимулирования работы ученика. Эта оценка может быть цифровой и словесной, устной и письменной.

Оценки на академических концертах, экзаменах, контрольных уроках – объективный итог обучения учащихся в музыкальной школе. И поэтому, такая система учета успеваемости заставляет работать учеников постоянно и напряженно. Учащиеся понимают, что кропотливая работа дает хороший результат, и что оценка на экзамене – это результат плодотворной и постоянной текущей работы.

Бывает, преподаватели сетуют на срывы на выступлении. Но нужно помнить и учителям, и ученикам, что любой срыв – это провал. А потому, контрольные выступления – это объективная оценка исполнения. На выпускных экзаменах, если произойдет срыв, нужно, конечно, учитывать выступления на предыдущих контрольных мероприятиях. И так как на данных мероприятиях выставлялись объективные оценки, можно понять, был ли это случайный срыв или нет.

При выдаче свидетельства ученику, сорвавшемуся на выпускных экзаменах, комиссия должна учесть не только оценку на самом экзамене, но и на контрольных выступлениях за предыдущие годы. И это не будет отступлением от системы выставления оценок, так как на контрольных выступлениях за прошлые годы выставлялись объективные оценки.

Система выставления объективных оценок даст правильную характеристику нерадивому, но способному ученику, который выпускную программу исполнил на «отлично», поработав усиленно лишь в последнее время.
Но если ученик смог за короткий промежуток времени подготовить концертную программу, значит, уровень сложности и объем были недостаточно велики, и ученик был недостаточно загружен работой.

Поэтому, учащемуся, который склонен к штурмовщине, нужно дать серьезную нагрузку, соответствующую его возможностям и способностям.

Другая причина штурмовщины – позднее определение концертной программы.

И поэтому, система выставления объективной оценки на контрольном выступлении позволит выявить способности учащихся и в результате можно будет правильно планировать их нагрузку.
Нужно отметить, что такой подход к выставлению итоговой оценки возможен по специальному классу. По сольфеджио и музыкальной литературе принцип учета успеваемости должен оставаться прежним.

В исполнительских коллективах (хор, оркестр, крупные ансамбли) целесообразно выставлять семестровые итоговые оценки с учетом текущих оценок и концертных выступлений. Малые исполнительские коллективы из-за отсутствия регулярной концертной деятельности нуждаются в четвертной оценке.

Итоговая оценка

Основа итоговой оценки – исполнительские качества ученика и навыки владения инструментом.
Такая система оценивания работы ученика не ограничивает инициативу преподавателя. Педагог может выбирать способы стимулирования текущей работы учащегося для того, чтобы было качественное выступление на контрольном прослушивании.

Успех выступления ученика во многом зависит от правильного подбора преподавателем программы. Это должны быть яркие, разнохарактерные произведения, исполняя которые, ученик мог бы проявить технические возможности и музыкальные способности.

Оценки на академических и контрольных прослушиваниях, полученные учеником, дают возможность преподавателю сделать выбор в определении годовой оценки, если эти оценки неоднородны.

Оценка при переводе ученика в следующий класс

Для перевода в следующий класс нужно, чтобы ученик успевал по всем дисциплинам.

Годовая оценка выставляется, исходя из оценок за контрольные прослушивания в учебном году.

Обязательные контрольные прослушивания, на которых должен выступить ученик музыкальной школы:

— академические концерты
— контрольные уроки
— технические зачеты
— экзамены (если предусмотрены учебным планом)

Если ребенок не выступал на академическом концерте по уважительной причине, но занятия посещал, итоговая оценка выводится исходя из текущих оценок.

Данная система оценивания соединяет в себе контроль успеваемости учащегося и решает задачи по всестороннему музыкальному развитию ребенка.

Система контрольных прослушиваний способствует регулярной отчетности учащегося и лучшему освоению учеником учебного плана.

Ирина  Анищенко

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Вокал в музыкальной школе