Непрофессиональная характеристика

neprofessionalnaya-xarakteristika

Кто может оценить – профессионально или непрофессионально написана характеристика?
Сегодня мы разберем комментарий к статье «Характеристика ученика музыкальной школы».
Привожу полный текст комментария:

chto-delat

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разбираться будем по нескольким направлениям:

— что важнее — участие в конкурсах или выполнение учебной программы

— написание характеристики преподавателем

— взаимоотношения ребенок-родители-школа

 

Сразу хочу оговориться, что во все времена существовала и существует проблема отцов и детей. Мне кажется, что такая же проблема, но родителей и школы, тоже будет существовать. Понятно, что успех будет там, где есть полное взаимопонимание между учеником, учителем и родителями. Но мы должны также понимать, что в этом тандеме принимают участие живые люди, и поэтому возникают различные ситуации, которые бывают не по душе толи родителям, толи учителям.

Слышали поговорку «Мы все знаем, как лечить и как учить?». Вспомните, вы когда-нибудь критиковали работу учителя или врача? Думаю, что ответ будет положительным. Мы хотим, чтобы нас лечили самые лучшие доктора, при этом выдали нам спасительную пилюлю, и мы были бы здоровы и никогда ничем не болели. Но при этом не понимаем, что за свое здоровье мы сами должны взять на себя ответственность, а к докторам обращаться только в экстренных случаях.

Мы хотим, чтобы учителя относились к нашим детям как к своим родным, учили их, оберегали, любили, воспитывали. А как же родители, бабушки и дедушки? Мы всегда очень обостренно воспринимаем какие-либо замечания учителей, воспитателей по отношению к нашим детям. А сами родители как разговаривают и общаются со своими детьми, сколько внимания уделяют им? Помогают ли они учителям, или решили, что все обязанности лежат теперь на школе?

На эту тему можно говорить бесконечно, и у каждой стороны будут свои доводы, каждый будет чувствовать себя правым.
Я – преподаватель с большим стажем работы, у меня взрослые сыновья и внуки. Бывала и на одной стороне баррикад, и на другой. И поверьте, часто с коллегами «мыли» косточки учителям общеобразовательной школы, которые и «поборы устраивают, и работать не хотят с нашими детьми».

А когда однажды мне доверили забрать внука после занятий в кружке рисования, произошла следующая ситуация. Ребенок вышел без настроения, и после расспросов поведал, что руководитель кружка сказала, что рисовать у него плохо получается, потом выяснилось, что внук сидел за обычным столом, а не за мольбертом, как другие дети. И у бабушки, то есть у меня наступило легкое помутнение. Как же – обидели внука! И я – преподаватель со стажем, сдержанный и тактичный человек, не нашла ничего лучше, как пойти разбираться с руководителем. Хотя внутренний голос говорил мне, что так делать нельзя, я это понимала, но в данный момент я уже была на другой стороне баррикады. Стыдно мне было сразу после разговора, когда я вышла из здания. Но все уже высказано – и о необходимости относиться ко всем детям одинаково, и о том, что дети пришли учиться прекрасному – изобразительному искусству, и о необходимости чувства такта по отношению к детям.

Нужно отдать должное руководителю кружка – она не дала втянуть себя в пререкания и была спокойна и рассудительна.
Вот вам и преподаватель, который дает советы — как учить и как воспитывать.

Когда касается наших детей, мы реагируем часто обостренно и не совсем адекватно, не прислушиваемся к высказываниям учителей и воспитателей. И при этом перекладываем всю ответственность за все происходящее на них.

Я как-то прочла текст автоответчика одной из школ Австралии. Его содержание составлено с тонким юмором, но очень метко. Учителям школы надоели пропуски учеников и не подготовка к занятиям.

Привожу текст автоответчика:

zapovedi-roditelyam-1

 

 

zapovedi-roditelyam-2

 

 

zapovedi-roditelyam-3

 

Как вам текст? Его нужно распечатать каждому родителю как памятку и поставить на автоответчик всех наших школ.
Из всего выше сказанного я хочу донести до читателя, что все вопросы в нашей жизни решаемы, что нужно учиться — не только слушать, но и слышать собеседника. И самое главное – действовать следует только в интересах ребенка. И родители, и учителя, подумайте, пойдет ли конфликт на благо всех участников сложившейся ситуации. Помните, что каждая сторона имеет право на высказывания, а нам нужно прислушаться, и не считать, что все делается, чтобы унизить родителей или отомстить ребенку.
Все это я изложила, чтобы рассказать — как я понимаю Марину, автора приведенного сообщения, понимаю ее чувство обиды и несправедливости по отношению к ее ребенку.

Но ведь нам нужно найти конструктивное решение проблемы, извлечь опыт из сложившейся ситуации для дальнейшего сотрудничества со школой. Бросить музыкальную школу из-за пустяка – дело не хитрое. А это ли нам надо? Нам нужно, чтобы ребенок развивался, получал музыкальное образование, и при этом необходимо душевное равновесие всей команде учебного процесса – учителям и родителям, которым нечего делить, разве что детей! Но поверьте, родительские дети за шесть-восемь лет становятся учителям родными, даже нерадивые, и не очень талантливые, потому что в них вкладывается труд и надежды преподавателя. И поэтому на академических концертах, когда идет разбор и оценивание выступления, преподаватель ученика часто не согласен с мнением комиссии, ему кажется, что учащегося недооценили, занизили оценку. Но что удивительно – когда обсуждают выступление ребенка другого преподавателя, они в недоумении – как можно не слышать ошибки, допущенные учащимся, а выставленная оценка видится завышенной. Так что на каждой кухне есть свои секреты, и этот секрет я вам приоткрыла – секрет обсуждения выступлений учащихся на академических концертах. И хорошо еще, если эти обсуждения не выходят за рамки такта и этики.

Теперь поговорим о фразе «школа дала характеристику». Характеристика дается конкретным преподавателем, а точнее, преподавателем по специальности – если у ребенка основной предмет фортепиано, и он обучается игре на фортепиано, то характеристику ученику пишет преподаватель фортепиано, у которого учится ребенок. Если же ребенок учится петь, то основной предмет – сольное пение. И характеристику в этом случае пишет преподаватель вокала, у которого ребенок обучается. Характеристика пишется в индивидуальных планах ребенка. Что такое «индивидуальный план»? При поступлении в музыкальную школу родители принимают решение, по какой программе обучаться их ребенку – по шестилетней, или же по восьмилетней программе. Цель простая – получить документ об окончании музыкальной школы, а для этого нужно пройти полный курс обучения. То есть, если ребенок маленький, еще плохо пишет, читает, или вообще пока не умеет ни писать, ни читать, его принимают на восьмилетнее обучение, где больше игровых моментов.

Если ребенок старшего школьного возраста – он обучается по шестилетней программе. Поэтому единственное, на что следует акцентировать внимание при выборе программы обучения – это возраст и подготовка ребенка к процессу обучения – его усидчивость, умение трудиться, внимательность. Но, конечно же, самый главный фактор в любом случае – это желание заниматься музыкой. А задача окружения ребенка – поддержать в нем это желание.

И так. Ребенок поступил в музыкальную школу, родители определились со сроком обучения. И после этого для каждого ученика оформляется план, по которому ребенок будет обучаться. В этот план вносится программа, то есть произведения, которые необходимо выучить в первом полугодии, а в конце декабря – составляется программа на второе полугодие. По результатам учебного года преподаватель пишет в этом же индивидуальном плане характеристику на ученика. Но эта характеристика, скорее всего, необходима самому учителю — для составления направления обучения в следующем году – что следует сделать, на что обратить внимание для улучшения учебного процесса. Если же семья переезжает, и ребенок идет в другую музыкальную школу, то индивидуальный план поможет новому преподавателю в процессе подбора программы обучения ребенка. В плане указано, что ребенок играл в каждом полугодии каждого учебного года, какие произведения исполнял на академических концертах, как относился к учебному процессу, и каковы его музыкальные способности.

И так. Мы выяснили, что характеристика пишется преподавателем по специальности и не для общего оглашения. Поэтому нужны уточнения, что значит «школа дала характеристику»? Возможно, преподаватель в разговоре с родителями сказал, что ребенок «не успевает по инструменту, т.к. занимается еще в «кружке по фото и петь ему охота»? (привожу дословно).

Дорогие родители, уважаемые преподаватели! Да это же замечательно, что ребенку интересны и музыка, и фото, и пение. И спешу напомнить: задача музыкальной школы – дать ребенку общее музыкальное образование, приобщить его к миру прекрасного, научить понимать музыку и научить музицировать. Общее образование! Чем и отличаются, например, музыкальные школы как начальное звено от школ-десятилеток при высших учебных заведениях.   

Родители! Чтобы вы знали – в среде преподавателей постоянно ведутся споры о видении обучения – нужны ли ученику крупная форма и полифония, или достаточно играть современную музыку в облегченном варианте. Но скажу вам по секрету! В музыкальных школах есть специальные программы, по которым работают преподаватели. И дети занимаются, за редким исключением, не в частных школах, а в государственном учебном заведении с установленной программой. Вы скажете – нужно менять программы? Это вопрос отдельного обсуждения. Но вспомните, дорогие родители, сколько вы платите за обучение своего ребенка в музыкальной школе? А вы знаете, школы находятся на дотации государства, и что вы оплачиваете маленькую частичку, а остальное возмещается из бюджета то ли города, то ли области. Я считаю, что даже плохие программы – лучше, чем их полное отсутствие. И поэтому каждый преподаватель владеет информацией о программных требованиях, и может судить о том, справляется ли ребенок с программой или нет.

Возможно, у ученика отличные музыкальные способности и возможности, а каждому преподавателю хочется, чтобы ученик занимался только музыкой и показывал отличные результаты! И тогда можно с гордостью сказать – это мой ученик! И получать моральное удовлетворение.
А в сложившейся ситуации нужно выяснить приоритеты ребенка и семьи – для чего их чадо будет обучаться в школе. И, исходя из этого, вносить свои коррективы и в сам процесс обучения, и в программные требования, ведь нерешаемых проблем нет, да и не проблема это вовсе – взять «хитрую» программу, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы», и все довольны. Ведь у каждого из преподавателей есть в арсенале свои фишки и ухищрения.
Только выяснить все это следовало еще в самом начале обучения, когда ребенок пришел в музыкальную школу. Вот тогда-то и следует преподавателю поведать о своей преподавательской концепции – как он видит процесс обучения – ездить ли на конкурсы, или полноценно посещать все музыкальные предметы, так как школа – государственное учебное заведение, а не кружок. И выполнять требования – это необходимость, а не прихоть учителя.

А еще следует узнать, как смотрят на все это родители, чем еще занимается ребенок. И ни в коем случае не создавать препон для других видов занятий. Постараться сделать для ученика удобное расписание. И поддерживать творческие начинания. А еще возьмите на вооружение – настраивайте ребенка на то, что необходимо доводить начатое до конца – поступил в музыкальную школу – значит нужно приложить все усилия для успешного обучения и получить документ, удостоверяющий об окончании учебного заведения. Это поможет в дальнейшем детям в нашей сложной жизни, они научатся доводить до логического завершения начатые дела.

Но что же делать, если все условия для обучения созданы, а ребенок не хочет заниматься? И это не конец света! Правда, если у ребенка много интересов, и он физически не успевает, то лучше заняться тем, что на данный момент чаду больше по душе. Ведь объять необъятное невозможно. Хуже, если ребенок ничем не занимается, и ни к чему стремления у него нет, а родители разводят руками – не хочет и не хочет. Конечно, родителям в данном случае легче – не брать на себя обузу, например, занятия в музыкальной школе. Ведь родителям детей, занимающихся в музыкальной школе, можно при жизни ставить памятники! Но об этом знают только сами родители детей-музыкантов, их преподаватели и дедушки-бабушки.

Ну а теперь очень животрепещущая тема, вырисовывающаяся из приведенного комментария – ребенок занял первые места в городском и региональном конкурсе, а в школе утверждают, что он не успевает по инструменту.
По поводу «успевает – не успевает» мы уже поговорили. А теперь давайте разберем тему, о которую ломают копья и преподаватели, и, тем более, родители – участие в конкурсах, победы или поражения в них, и как дальше с этим жить?

skripachka-na-scene

Хочу уточнить, что на конкурсы ученика посылает и, естественно, готовит преподаватель. Тот, который, если помните, писал характеристику. Дорогие родители! Проводить обычные уроки и готовить ребенка на конкурсы – немножко разные вещи. И те преподаватели, которые занимаются конкурсной практикой, знают, каких трудов это стоит – и физически, и психологически. Когда увидел искорку в ребенке, и понимаешь, что у тебя есть силы, желания, возможности подготовить этого ребеночка к конкурсу. А на конкурсе ждешь с волнениями результатов, потому что у победы отцов много, а поражение – всегда сирота.

И если ребенок победил, родители считают это своей победой и заслугой ребенка. (Я говорю в общем, бывают разные ситуации, конечно). Если же победы нет, а многие оценивают как победу только первое место, то кто виноват? Конечно же, преподаватель! А если преподаватель преследовал определенную цель – показать ребенку другой мир, другое отношение к занятиям музыкой, других детей – увлеченных и целеустремленных? В данном случае просто участие – уже победа для конкретного ребенка! В конкурсах укрепляется сила и воля ребенка, растет профессиональное мастерство.

И вот уже родители и ребенок понимают, что есть не только городские конкурсы и региональные, а есть областные и республиканские, а впереди уже засветились звезды международных конкурсов. Но пока преподаватель только приоткрыл занавес этого тревожного, но такого восхитительного мира – конкурсного мира. Он смог подготовить ребенка на городской конкурс. Вот она заслуженная победа! Но где же браво, бис, цветы и остальные атрибуты? А все – конкурс завершился, дальше опять рутинная работа по достижению новых вершин, или хотя бы работа, чтобы удержаться на данном уровне. Конечно же, некоторые преподаватели ставят во главу угла сбор конкурсных наград, и переезжают с конкурса на конкурс с одним репертуаром как знаменитые музыканты – обкатывают программу. Всем хорошо – и учителям, и родителям, и детям. И школа в отчетах отметит очередную победу.

pobedy-v-konkursax

 

Но давайте поговорим о конкурсах и школьных программах. Обучение требует соответствия программным требованиям по каждому классу. У конкурсов немного другие цели – выбрать лучшего исполнителя из участников. И конкурсная программа может варьироваться, здесь нет строгого соответствия классу обучения, преобладают в требованиях музыкальность, художественный образ исполненного произведения. Я не говорю о серьезных музыкальных конкурсах высокого уровня – там и задачи очень серьезные.

На конкурсах же, о которых мы говорим, задачи – выявить более талантливых детей, поощрить их, дать толчок для дальнейших занятий творчеством. Но более талантливых детей, которые пришли на этот конкурс. Поэтому участвовать в конкурсах и стремиться к более высоким результатам нужно. Но относиться и к победам, и к поражениям следует философски. На одном конкурсе ты победил, а на другом с этим же репертуаром можешь проиграть. А причин этому огромное множество. И если мы хотим добра своему ребенку, будьте мудрыми, и учителя, и родители. В любом случае поддержите ребенка, но не на словах, а на деле, потому что фальшь дети чувствуют очень обостренно. И подумайте, что для вас важнее – победы или душевное равновесие – ваше и ребенка. А может, для вас важнее качественное обучение не урывками между конкурсами, а полноценное и полное образование?

semya-i-shkola

В любом случае решение только за вами, дорогие родители. Но помните, что единоличное решение без участия в его принятии ваших преподавателей – пустой звук. Потому что реализовывать эти решения предстоит учителям.

А посему только тесный контакт между родителями, преподавателями и учениками принесет результат и поможет в нашей главной цели – сеять доброе, разумное, светлое.

 

Будем  мудрыми, и все у нас получится!

С уважением, Ирина Анищенко

 

 

 

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Вокал в музыкальной школе