Академический концерт по вокалу

Академический концерт по вокалуСегодня мы поговорим об академическом концерте по вокалу, затронем тему проведения академконцерта.
Об оценке на академическом концерте можно прочесть здесь.

Академические концерты в музыкальной школе

Учащиеся музыкальной школы сдают три академических концерта за учебный год. В конце первого семестра — один академконцерт, на котором учащиеся исполняют два разнохарактерных произведения. Ученики первого класса сдают прослушивание (безоценочное), дети поют одну песню с сопровождением фортепиано.
Во втором семестре – два академических концерта: в марте (в нашей школе мартовский концерт – безоценочный, для родителей, ученики исполняют одно произведение с фонограммой минус) и в конце года – переводной, на котором учащиеся поют два разнохарактерных произведения.

Но в данном сообщении разберем организацию мероприятия. На вокально-хоровом отделе нашей школы 65 учеников, поэтому мы проводим академконцерт два дня. За каждым отделом у нас закреплен определенный день, например, четверг – день экзаменов на вокально-хоровом отделе. Это дает возможность завучу спланировать работу и присутствовать, в основном, на всех концертах. А также нет неразберихи с залом, в котором учащиеся выступают. Мы проводили экзамены в разное время – и утром (10 часов), и в послеобеденное время — после уроков в основной школе. В результате остановились на утреннем проведении, так как у детей занятия заканчиваются в разное время и многие успевают только к 16 часам. Это поздно для проведения экзамена — дети уставшие, а еще нужно распеться, подготовиться к мероприятию. И как результат – начало можно назначать на 17 часов.

Но нужно подумать и о преподавателях: в это время должны проходить уроки, концертмейстера, аккомпанирующие вокалистам присутствуют на экзамене, уроки пропадают, их нужно переносить на другой день, однако сделать это сложно, хотя бы из-за загруженности детей, у которых расписан каждый день. Поэтому академические концерты мы проводим два четверга подряд в 10 часов.

Дату (первый или второй четверг) выбирают преподаватели – когда более удобно для них и детей, при этом учитывается равномерность нагрузки на каждый из дней. Даты экзаменов планируются заранее: в августе – утверждается академконцерт первого семестра, в конце декабря – точные даты академконцертов второго семестра. Поэтому ни для учащихся, ни для преподавателей нет никаких неожиданностей в плане дат проведения экзаменов.

Проведение академического концерта

А теперь о проведении самого экзамена. Возможно, кому-то поможет предоставленный мною план.

В день академического концерта я на работе  с 8.15 – время переобуться и привести себя в порядок до прихода детей. Накануне вечером предупреждаю техперсонал об экзамене, поэтому в зале уже чисто и вымыты полы. Я, как заведующая отделом, отвечаю за проведение экзамена. Преподаватели заранее сдали программы выступления, которые я свела в одну ведомость по классам и напечатала. В зале готовлю стулья и стол для комиссии (завуч, заведующий отделом и преподаватели учеников), а также для учащихся и родителей.

8.45 – сбор учащихся. Дети у меня дисциплинированные, не опаздывают, понимают, что расписана каждая минута. В классе уже готов магнитофон и фонограммы распевок. Дети переобуваются, готовятся к экзамену и распеваются. В это время я, концертмейстер и двое учащихся идем в зал – повторить программу. Когда один ученик спел, он идет в класс и приглашает следующего вокалиста. В это время мы повторяем со вторым учащимся.

Нужно отметить, что ноты выступлений дети готовят заранее. Учащиеся делают копии нот для концертмейстера, но это очень редко. У меня в классе собрана большая библиотека нот, которыми снабжаю детей. Но если нет второго экземпляра, тогда дети печатают ноты (но только для академконцетра). В этом случае, даже если ребенок забудет ноты, второй экземпляр есть в классе (это касается рабочего репертуара).

Экзаменационные произведения находятся у концертмейстера. Перед академконцертом учащиеся забирают на руки ноты, а на выступление выходят с нотами, подают их концертмейстеру – нет суеты, не тратится время на поиски необходимого произведения. Благодаря этим маленьким ухищрениям организуются рабочие моменты. Дело в том, что не у всех учеников из-за экономии часов есть концертмейстер. Вопрос с концертмейстером решается на межличностном уровне, по просьбе преподавателя концертмейстер аккомпанирует, например, не пяти ученикам, а десяти. Поэтому, я всегда снабжаю концертмейстера нотами, которые разложены в папке по файлам. Концертмейстер знает объем работы и может в свободное время подготовиться к репетиции  и к  академконцерту.

9.45 – дети повторили, распелись, приготовили ноты

9.50 – даются три звонка. Преподаватели и дети занимают свои места. Я объявляю, кто за кем выступает и рассаживаю детей в порядке выступления, чтобы приглашение на сцену для ребенка не было неожиданностью, и он мог морально и заранее подготовиться к выступлению.

9.55 – приглашаются родители учащихся. Им разрешается присутствовать на экзамене. Следует напоминание об отключении телефонов

10.00 – приходит завуч и занимает в комиссии свое место. Заведующий отделом объявляет о начале академического концерта и желает ребятам удачного выступления. Уточнение: завучу необходимо за день напомнить об экзамене. Думаю, заместитель директора и так помнит обо всех контрольных мероприятиях, но есть определенные правила деловой этики, и их следует выполнять.

Академический концерт учащихся первого класса

На прослушивании первоклассников – а это первое выступление детей в музыкальной школе, оценку желательно не ставить. В начале мероприятия – вступительное слово заведующего отделом. Приведу приблизительный план, о чем следует поведать родителям и детям.

Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Сегодня мы присутствуем на экзамене по вокалу учащихся первого класса. Экзамен в музыкальной школе называется академическим концертом. Почему? Потому что музыканта можно оценить по его выступлению, то есть выступлению в концерте. А концерт перед комиссией и перед немногочисленной публикой — академический концерт.

Ваши дети поступили в музыкальную школу на вокально-хоровой отдел, который подразделяется на два класса – класс сольного пения, и класс хорового пения. Чем они отличаются? Во-первых, для класса сольного пения основной предмет, или как говорят в музыкальной школе – специальность – сольное пение, а для класса хорового пения основной предмет – специальность – хор. Во-вторых, отличие в оплате и в количестве часов по вокалу. У вокалистов – два часа вокала, у учащихся хорового класса – один час вокала. Поэтому, учащимся класса сольное пение предъявляются более высокие требования.

На первом экзамене мы познакомимся с контингентом учащихся, ученики опробуют сцену. Для того чтобы ребята не волновались, оценка выставляться не будет.

А сейчас я представлю комиссию, с которой вы будете встречаться на протяжении всех лет обучения в музыкальной школе. (Представляется завуч, заведующий отделом, преподаватели класса вокала). На экзамене детям будут помогать концертмейстера, они аккомпанируют ученикам. 50 процентов успешного выступления на экзамене – это заслуга концертмейстера. Знакомьтесь (представляются концертмейстера).

Напоминаю, что мы присутствуем на экзамене. И основная задача, как преподавателей, так и родителей – создать все условия для успешного выступления детей. А поэтому, телефоны отключаем, соблюдаем тишину, все обсуждения после экзамена, слушаем внимательно не только своего ребенка, но и всех учеников. Ребятам желаем удачного выступления. И начинаем наш академический концерт учащихся вокально-хорового отдела, класс сольное пение. Выступает… (объявляется фамилия ученика и программа выступления с указанием авторов произведения).

Когда система отлажена, она не требует лишних затрат ни сил, ни времени. Академический концерт проходит в спокойной деловой обстановке, и созданы условия для удачного выступления детей.

В следующей статье я представлю примерный план, по которому можно оценить выступление ученика-вокалиста, чтобы обсуждение также было деловым, конкретным и профессиональным, ведь ни для кого не секрет, что во время обсуждения выступлений возникают большие разногласия в коллективе преподавателей.

А как в вашей музыкальной школе проходят академические концерты? Поделитесь опытом и напишите в комментариях.

Удачи, уважаемые преподаватели!

Если статья была для вас полезной, поделитесь с друзьями в социальных сетях.

С уважением, Ирина Анищенко

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Вокал в музыкальной школе