Активизация учебного процесса. Инновационные технологии

Применение инновационных технологий для активизации учебного процесса. Составляющие инновационного урока. Кредо инновационного урока. Интерактивный урок

Активизация учебного процесса

Активизация  учебного  процесса

Скажите, кто помнит тему доклада, который нам сегодня предстоит услышать?
И как же эта тема звучит?
Совершенно верно: «Активизация учебного процесса. Инновационные технологии». А мое небольшое вступление называется «привлечение внимания». Прежде, чем начать урок, традиционный или с применением инновационных технологий, сначала необходимо привлечь внимание учащихся. Привлечь внимание лучше всего, задав несколько вопросов ученикам.

Активизируем внимание

Непроизвольное внимание

(Роняем книгу)… Ой, упала! Ну, надо же! Все обратили внимание, и вот это – внимание непроизвольное, которое присуще не только детям, но и взрослым. Человек реагирует на неожиданный раздражитель. Таким раздражителем может стать даже яркая одежда или аксессуары преподавателя, которые привлекут внимание учащихся.

Произвольное внимание

С произвольным вниманием дела обстоят сложнее. Это внимание приходится формировать на протяжении длительного периода.
Пример – осознанное поведение юных музыкантов на сцене, когда они внимательно следят за дирижерскими жестами, а не выискивают глазами родственников в зале, или не рассматривают одежду стоящего рядом хориста.

А пока – внимание! Слышите? В соседнем классе звучит музыка! А какой инструмент звучит? – Скрипка. А мелодия какая? – Медленная и грустная. Всегда, когда слышите музыку, ответьте себе на вопрос – какой инструмент звучит, какой характер музыки, какой темп. Это вы можете! Практикуйтесь, и вы будете и слушать, и слышать музыку.
Вот такие задания помогут в воспитании у детей произвольного внимания.

Вовлечение в действие

Задайте ребенку вопросы:
Какой инструмент тебе нравится?

Фортепиано? — О! В нем так много белых и черных клавиш, он такой большой и солидный!
Аккордеон? — 0! Это и мой любимый инструмент! У него такой блестящий перламутр, и много регистров, с помощью которых можно изменять тембр звучания!
Скрипка? -0! Скрипка грациозна, ее корпус похож на точеную женскую фигуру, и голос скрипки похож на человеческий голос.

А вот это уже вовлечение в действие. Вовлечение в действие не может проходить без задействования интереса ученика. А чтобы вызвать заинтересованность, нужен профессионализм преподавателя.

Приведу яркий пример профессионализма – как привлечь и удержать внимание слушателей и вовлечь в действие. Это не просто отстраненный пример, история имеет продолжение и нашла применение в моей педагогической практике, о чем чуть позже.

Лето. Невыносимая жара. Немецкий городок Вернигероде. Группа туристов рассматривает праздных немцев, умиротворенных и довольных жизнью. Никто не слушает артистичного и эмоционального экскурсовода. Казалось бы, есть повод закруглить выступление, тем более деньги за экскурсию заплачены.
Но! «Хотите эксперимент?» — слышит группа туристов, измученных жарой и очередной пешей прогулкой.

Никто не хочет, чтобы на нем ставили опыты, но срабатывает простое человеческое любопытство. – На лицах немой вопрос.
«Кто слышал, что я сказала?» — спрашивает экскурсовод. – В ответ тишина.

Но она уже владеет нашим вниманием. «Я понимаю, что вы устали, но я хочу, чтобы запомнили – это украшение – веерная архитектура, стиль рококо. Представляете, приедете домой, все увиденное и услышанное смешается, и вы не сможете передать словами свои впечатления от поездки. А так вы уверенно скажете: «Я видел веерную архитектуру, стиль рококо». Давайте-ка порепетируем! Туристы неуверенно и без всякого желания повторяют. Через минуту: «Смотрите, да это же веерная архитектура, стиль рококо! Представьте, что мы встретили доброго старого знакомого». Группа уже веселее и бодрее повторяет.

Затем, вовлеченные в игру, мы восклицали то удивленно, то радостно. И нам было уже все равно, что подумают окружающие – профессионализм экскурсовода увлек слушателей, и беседа была закончена под бурные аплодисменты. (Действие происходило несколько лет назад, и я могу ошибаться в названиях архитектурных стилей, так что заранее прошу прощения у знающих людей).

Чтобы активизировать учебный процесс, необходимо вот такое вовлечение в действие.

Продолжение истории
Репетиция концерта. Пятнадцать учеников, которые обучаются вокалу индивидуально, и видят других детей класса крайне редко. Поэтому занимаются рассматриванием одноклассников, преподаватель им уже не интересен. Вот здесь и пригодилась интрига (вопрос детям: хотите эксперимент?) и сторителлинг. Я рассказала выше изложенную историю. Холодок и натянутость растаяли, и репетиция прошла успешно. Дети сочиняли истории на основании текста песен и вживались в роли.

Сторителлинг

Так вот. Заинтересованность мы можем вызвать, используя Сторителлинг. Но сторителлинг – это не просто рассказывание историй — это создание эмоционального состояния, влияющего на внимание и чувства слушателей. С помощью сторителлинга мы акцентируем внимание на главном. Включать сторителлинг нужно ненавязчиво. А также необходимо, чтобы история решала конкретную задачу.

Интрига

Скажите, а кому интересна данная тема – активизация учебного процесса? А что такое – инновация? И что подразумевается под словом «технологии»?

Мы не будем наивно полагать, что после доклада все дружно начнут применять эти технологии на уроке. Но мы должны знать современную терминологию, которую придумывают методисты.
А вы знаете, ведь мы пользуемся на уроках многими этими технологиями! Какими? – Это пока секрет, об этом позже. И вот это уже интрига – ожидание, ведь секреты любят все. И интригу следует включать в урок. А мы, прослушав доклад, будем свободно оперировать терминами «инновационные технологии», «интерактивный урок». И пусть кто-нибудь только скажет, что мы не используем интерактив.

Инновационные технологии

.Применение-инновационных-технологий

Термин «инновация» появился в нашей педагогике в начале девяностых годов двадцатого столетия.

«Инновация» — это «обновление процесса» обучения. Инновационное обучение – альтернатива традиционному обучению и нацелено на развитие способностей и творческой активности учащихся, на умение взаимодействовать в коллективе.

Инновационное обучение. Пример – уроки нестандартные, на которых используются интерактивные методы.

Перевод выражения «интерактивное обучение» с английского — «интер» — взаимный, акт – действие, то есть, способность к взаимному действию, диалогу.

Прочесть больше об инновационных технологиях обучения можно здесь

В современной школе есть три основные модели обучения:

  • — пассивная
  • — активная
  • — интерактивная

Пассивная модель – учащиеся слушают и смотрят: это чтение, объяснение, лекция, опрос учащихся

Активная модель – деятельность учащихся направлена на выполнение творческих заданий, диалог учителя и учеников со взаимными вопросами и ответами, используются наглядные методы, задействующие как слуховую память, так и память зрительную.

Интерактивное обучение – разновидность активного обучения. Обучение проходит в комфортных условиях и ученики ощущают свою успешность.
Задание преподавателям: вспомните, как проходил урок специальности и урок сольфеджио во времена вашего обучения в музыкальной школе. Что вы хотели бы изменить, если была бы такая возможность.

Интерактивное обучение и его основы

Кредо-интерактивного-образования

В интерактивном обучении учащиеся и учитель – равноправные субъекты обучения, взаимодействующие постоянно и активно в атмосфере сотрудничества.

Интерактивное обучение – это совокупность технологий, которые нужно знать, и которые помогают вовлекать учащихся в коллективное взаимодействие со всеми участниками учебного процесса.

Технология — это способы и средства, с помощью которых решается конкретная задача.

Невозможно одному человеку познать все, даже в узкой отрасли знаний. Поэтому ученикам нужно прививать следующие навыки:
Думать, понимать, осмысливать, находить необходимую информацию и применять ее.
Чтобы эффективно применять инновационные технологии, педагог должен планировать работу и глубоко владеть материалом, в том числе и дополнительным, и применять как учебники, пособия, наглядные средства, технические средства обучения, так и устное и письменное вещание, нотную грамоту, музицирование, компьютерные программы.
Для работы на уроке необходим раздаточный материал: памятки, плакаты, опорные сигналы. Опорные сигналы — это ключевые слова, краткие выводы, условные знаки, рисунки, схемы, формулы.

Использование современных технологий превращает традиционный урок в интерактивный, который вызывает интерес учеников и мотивацию. Большую роль в этом процессе играет общая культура и стиль работы преподавателя, умение организовывать и координировать деятельность учеников.

Составляющие инновационного урока:

— мотивация. Задача мотивации – привлечь внимание учеников к данной теме, вызвать интерес и удивление с помощью рассказа, беседы, наглядности, интерактивных технологий
— объявление темы и прогнозирование результа
— информация по данной теме
— применение интерактивных действий
— подведение итогов и оценивание результатов

Требования к инновационному уроку:

— позиция учителя ориентирована на личность ученика
— преобладание организационных и стимулирующих функций
— демократический стиль общения
— поддержка инициативы учеников
— основа – творческие задания
— доверительное и уважительное отношение к ребенку
— формирование чувства собственного достоинства и самоуважения
— привлечение фантазии, мышления детей для достижения успеха и самореализации ученика как личности

Взаимодействие

Взаимодействие на интерактивном уроке происходит между детьми и преподавателем. И активизировать деятельность ребенка мы не сможем без активизации деятельности преподавателя. Это не значит, что преподаватель должен прыгать вокруг ребенка, и придумывать – как бы еще увлечь ребенка. Но все же без творческого потенциала не обойтись. А еще бы хорошо привлечь артистизм и заинтересованность. Или хотя бы (роняем книгу) опять привлекаем внимание без криков и нравоучений из-за того, что ребенок не слушает.

Конечно, преподаватель – не клоун, и музыкальная школа – не цирк, но и не исправительная колония с шести-восьмилетним заключением.
И поэтому для плодотворной работы необходим настоящий профессионализм, когда мы не просто добросовестно выполняем обязанности, а выполняем талантливо, и задействуем все свои возможности.

Да, музыкальная школа – это не театр, и на каждом уроке преподаватель не сможет демонстрировать отелловские страсти. Но иногда, в качестве эксперимента, почему бы не проявить талант. Может это вызовет ответную реакцию и активизирует учащихся?

Как думаете?

Ирина Анищенко

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вокал в музыкальной школе, Блог Ирины Анищенко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: