Активизация учебного процесса. Инновационные технологии

Активизация учебного процесса

Активизация  учебного  процесса

Скажите, кто помнит тему доклада, который нам сегодня предстоит услышать?
И как же эта тема звучит?
Совершенно верно: «Активизация учебного процесса. Инновационные технологии». А мое небольшое вступление называется «привлечение внимания». Прежде, чем начать урок, традиционный или с применением инновационных технологий, сначала необходимо привлечь внимание учащихся. Привлечь внимание лучше всего, задав несколько вопросов ученикам.

 

Активизируем внимание

Непроизвольное внимание

(Роняем книгу)… Ой, упала! Ну, надо же! Все обратили внимание, и вот это – внимание непроизвольное, которое присуще не только детям, но и взрослым. Человек реагирует на неожиданный раздражитель. Таким раздражителем может стать даже яркая одежда или аксессуары преподавателя, которые привлекут внимание учащихся.

 

Произвольное внимание

С произвольным вниманием дела обстоят сложнее. Это внимание приходится формировать на протяжении длительного периода.
Пример – осознанное поведение юных музыкантов на сцене, когда они внимательно следят за дирижерскими жестами, а не выискивают глазами родственников в зале, или не рассматривают одежду стоящего рядом хориста.

А пока – внимание! Слышите? В соседнем классе звучит музыка! А какой инструмент звучит? – Скрипка. А мелодия какая? – Медленная и грустная. Всегда, когда слышите музыку, ответьте себе на вопрос – какой инструмент звучит, какой характер музыки, какой темп. Это вы можете! Практикуйтесь, и вы будете и слушать, и слышать музыку.
Вот такие задания помогут в воспитании у детей произвольного внимания.

 

Вовлечение в действие

Задайте ребенку вопросы:
Какой инструмент тебе нравится?

Фортепиано? — О! В нем так много белых и черных клавиш, он такой большой и солидный!
Аккордеон? — 0! Это и мой любимый инструмент! У него такой блестящий перламутр, и много регистров, с помощью которых можно изменять тембр звучания!
Скрипка? -0! Скрипка грациозна, ее корпус похож на точеную женскую фигуру, и голос скрипки похож на человеческий голос.

А вот это уже вовлечение в действие. Вовлечение в действие не может проходить без задействования интереса ученика. А чтобы вызвать заинтересованность, нужен профессионализм преподавателя.

Приведу яркий пример профессионализма – как привлечь и удержать внимание слушателей и вовлечь в действие. Это не просто отстраненный пример, история имеет продолжение и нашла применение в моей педагогической практике, о чем чуть позже.

Лето. Невыносимая жара. Немецкий городок Вернигероде. Группа туристов рассматривает праздных немцев, умиротворенных и довольных жизнью. Никто не слушает артистичного и эмоционального экскурсовода. Казалось бы, есть повод закруглить выступление, тем более деньги за экскурсию заплачены.
Но! «Хотите эксперимент?» — слышит группа туристов, измученных жарой и очередной пешей прогулкой.

Никто не хочет, чтобы на нем ставили опыты, но срабатывает простое человеческое любопытство. – На лицах немой вопрос.
«Кто слышал, что я сказала?» — спрашивает экскурсовод. – В ответ тишина.

Но она уже владеет нашим вниманием. «Я понимаю, что вы устали, но я хочу, чтобы запомнили – это украшение – веерная архитектура, стиль рококо. Представляете, приедете домой, все увиденное и услышанное смешается, и вы не сможете передать словами свои впечатления от поездки. А так вы уверенно скажете: «Я видел веерную архитектуру, стиль рококо». Давайте-ка порепетируем! Туристы неуверенно и без всякого желания повторяют. Через минуту: «Смотрите, да это же веерная архитектура, стиль рококо! Представьте, что мы встретили доброго старого знакомого». Группа уже веселее и бодрее повторяет.

Затем, вовлеченные в игру, мы восклицали то удивленно, то радостно. И нам было уже все равно, что подумают окружающие – профессионализм экскурсовода увлек слушателей, и беседа была закончена под бурные аплодисменты. (Действие происходило несколько лет назад, и я могу ошибаться в названиях архитектурных стилей, так что заранее прошу прощения у знающих людей).

Чтобы активизировать учебный процесс, необходимо вот такое вовлечение в действие.

Продолжение истории
Репетиция концерта. Пятнадцать учеников, которые обучаются вокалу индивидуально, и видят других детей класса крайне редко. Поэтому занимаются рассматриванием одноклассников, преподаватель им уже не интересен. Вот здесь и пригодилась интрига (вопрос детям: хотите эксперимент?) и сторителлинг. Я рассказала выше изложенную историю. Холодок и натянутость растаяли, и репетиция прошла успешно. Дети сочиняли истории на основании текста песен и вживались в роли.

 

Сторителлинг

Так вот. Заинтересованность мы можем вызвать, используя Сторителлинг. Но сторителлинг – это не просто рассказывание историй — это создание эмоционального состояния, влияющего на внимание и чувства слушателей. С помощью сторителлинга мы акцентируем внимание на главном. Включать сторителлинг нужно ненавязчиво. А также необходимо, чтобы история решала конкретную задачу. 

Интрига

Скажите, а кому интересна данная тема – активизация учебного процесса? А что такое – инновация? И что подразумевается под словом «технологии»?

Мы не будем наивно полагать, что после доклада все дружно начнут применять эти технологии на уроке. Но мы должны знать современную терминологию, которую придумывают методисты.
А вы знаете, ведь мы пользуемся на уроках многими этими технологиями! Какими? – Это пока секрет, об этом позже. И вот это уже интрига – ожидание, ведь секреты любят все. И интригу следует включать в урок. А мы, прослушав доклад, будем свободно оперировать терминами «инновационные технологии», «интерактивный урок». И пусть кто-нибудь только скажет, что мы не используем интерактив.

Инновационные технологии

 

.Применение-инновационных-технологий

Термин «инновация» появился в нашей педагогике в начале девяностых годов двадцатого столетия.

«Инновация» — это «обновление процесса» обучения. Инновационное обучение – альтернатива традиционному обучению и нацелено на развитие способностей и творческой активности учащихся, на умение взаимодействовать в коллективе.

Инновационное обучение. Пример – уроки нестандартные, на которых используются интерактивные методы.

Перевод выражения «интерактивное обучение» с английского — «интер» — взаимный, акт – действие, то есть, способность к взаимному действию, диалогу.

Прочесть больше об инновационных технологиях обучения можно здесь

В современной школе есть три основные модели обучения:
— пассивная
— активная
— интерактивная

Пассивная модель – учащиеся слушают и смотрят: это чтение, объяснение, лекция, опрос учащихся

Активная модель – деятельность учащихся направлена на выполнение творческих заданий, диалог учителя и учеников со взаимными вопросами и ответами, используются наглядные методы, задействующие как слуховую память, так и память зрительную.

Интерактивное обучение – разновидность активного обучения. Обучение проходит в комфортных условиях и ученики ощущают свою успешность.
Задание преподавателям: вспомните, как проходил урок специальности и урок сольфеджио во времена вашего обучения в музыкальной школе. Что вы хотели бы изменить, если была бы такая возможность.

 

Интерактивное обучение и его основы

Кредо-интерактивного-образования

В интерактивном обучении учащиеся и учитель – равноправные субъекты обучения, взаимодействующие постоянно и активно в атмосфере сотрудничества.

Интерактивное обучение – это совокупность технологий, которые нужно знать, и которые помогают вовлекать учащихся в коллективное взаимодействие со всеми участниками учебного процесса.

Технология — это способы и средства, с помощью которых решается конкретная задача.

Невозможно одному человеку познать все, даже в узкой отрасли знаний. Поэтому ученикам нужно прививать следующие навыки:
Думать, понимать, осмысливать, находить необходимую информацию и применять ее.
Чтобы эффективно применять инновационные технологии, педагог должен планировать работу и глубоко владеть материалом, в том числе и дополнительным, и применять как учебники, пособия, наглядные средства, технические средства обучения, так и устное и письменное вещание, нотную грамоту, музицирование, компьютерные программы.
Для работы на уроке необходим раздаточный материал: памятки, плакаты, опорные сигналы. Опорные сигналы — это ключевые слова, краткие выводы, условные знаки, рисунки, схемы, формулы.

Использование современных технологий превращает традиционный урок в интерактивный, который вызывает интерес учеников и мотивацию. Большую роль в этом процессе играет общая культура и стиль работы преподавателя, умение организовывать и координировать деятельность учеников.

 

Составляющие инновационного урока:

— мотивация. Задача мотивации – привлечь внимание учеников к данной теме, вызвать интерес и удивление с помощью рассказа, беседы, наглядности, интерактивных технологий
— объявление темы и прогнозирование результа
— информация по данной теме
— применение интерактивных действий
— подведение итогов и оценивание результатов

Требования к инновационному уроку:

— позиция учителя ориентирована на личность ученика
— преобладание организационных и стимулирующих функций
— демократический стиль общения
— поддержка инициативы учеников
— основа – творческие задания
— доверительное и уважительное отношение к ребенку
— формирование чувства собственного достоинства и самоуважения
— привлечение фантазии, мышления детей для достижения успеха и самореализации ученика как личности

 

Взаимодействие

Взаимодействие на интерактивном уроке происходит между детьми и преподавателем. И активизировать деятельность ребенка мы не сможем без активизации деятельности преподавателя. Это не значит, что преподаватель должен прыгать вокруг ребенка, и придумывать – как бы еще увлечь ребенка. Но все же без творческого потенциала не обойтись. А еще бы хорошо привлечь артистизм и заинтересованность. Или хотя бы (роняем книгу) опять привлекаем внимание без криков и нравоучений из-за того, что ребенок не слушает.

Конечно, преподаватель – не клоун, и музыкальная школа – не цирк, но и не исправительная колония с шести-восьмилетним заключением.
И поэтому для плодотворной работы необходим настоящий профессионализм, когда мы не просто добросовестно выполняем обязанности, а выполняем талантливо, и задействуем все свои возможности.

Да, музыкальная школа – это не театр, и на каждом уроке преподаватель не сможет демонстрировать отелловские страсти. Но иногда, в качестве эксперимента, почему бы не проявить талант. Может это вызовет ответную реакцию и активизирует учащихся?

Как думаете?

Ирина Анищенко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Вокал в музыкальной школе