Контрольный урок в музыкальной школе

Цель контрольного урока в музыкальной школе – проверка практических и творческих навыков учащихся. В статье рассматриваются формы контрольного урока в музшколе

контрольный-урок

Цель контрольного урока  – проверка практических и творческих навыков учащихся.

 Контрольные  уроки в музыкальной школе проводятся в конце полугодия. Сроки проведения зависят от контингента учащихся.

Контрольные уроки, как и академические концерты, засчитываются ученику за обычный урок.
На контрольном уроке присутствует приглашенный преподаватель или группа преподавателей отдела.

На контрольном уроке ученику разрешается играть по нотам, но исполнение должно быть качественным. Это облегчает учебу ребенку, так как для многих выучивание произведений на память вызывает затруднение.
И если не тратить время на выучивание текста, есть возможность заняться чтением с листа, разбором новых произведений, ансамблевым исполнительством.

На память же выучивается программа академического концерта. Конечно, есть основание считать, что когда произведение выучено на память, исполнитель не зависит от нотного текста и может выполнять художественные задачи исполнения.

Но музыкальная школа – это начальное учебное заведение общего музыкального образования, и учитывать успеваемость учащихся правильнее не столько по исполнительским навыкам, сколько по общему музыкальному развитию.

Воспитание музыкальной памяти не должно быть основой для учета успеваемости, так как, в основном, в музыкальной школе обучаются дети со средними способностями. И задача музыкальной школы – обучать музицированию, а не исполнительству. Это более реальная и целесообразная задача.

Современные методы обучения исполнительству отнимают почти все время на уроке. И поэтому другими формами работы на уроке почти не занимаются.

Часто учащиеся после окончания школы прекращают заниматься музыкой, так как музицировать по нотам не умеют, а учить на память уже нет смысла.

.

Музицирование в школе

Музицирование в школе – основа для общения с музыкой в дальнейшем и как слушателя, и как исполнителя в быту. Когда меньше времени будет уходить на выучивание каждой пьесы, будет возможность развивать умения читать ноты, играть с листа, аккомпанировать и петь, наполнять репертуар.

И поэтому, целесообразнее воспитывать учащихся на музицировании, и обучать музицированию. И на этой основе развивать музыкальные данные и музыкальную культуру учащихся.

Не каждый ученик способен играть объемные произведения на память, и поэтому нужно подходить дифференцированно к учащимся с учетом их музыкальных способностей.

Музыкальная школа не может привести учеников с разной музыкальной подготовкой и разными музыкальными задатками к одинаковому уровню развития музыкальной памяти. А также нужно помнить, что музыкальная школа готовит не исполнителей, и задача школы – общее музыкальное развитие ребенка.

Недостаток музыкального развития вынуждает ученика специфически запоминать произведение. Плохо читая с листа, ребенок сначала воспринимает нотные знаки, потом ищет на клавиатуре соответствующую клавишу. Внимание переключается с нотного текста на клавиатуру в поисках необходимой клавиши.

Чтобы дети научились слышать клавиатуру, ощущать расстояние на клавиатуре, нужно много музицировать, выполнять творческие задания: подбор аккордов, сочинение мелодий, игра знакомых мелодий по слуху. В процессе такой работы происходит накопление навыков и музыкальных впечатлений, закладывается основа внутреннего музыкального слуха.

Поэтому учащимся со средними музыкальными способностями достаточно показать выученные на память произведения на академическом концерте, а остальную программу – на контрольном уроке по нотам, но на уровне качественной завершенности.
Но лишь преподавателю решать, будет ли ученик играть на память или по нотам. Играя по нотам, ученик со средними способностями не будет бояться ошибиться или забыть текст.
Даже если произведение хорошо выучено, очень часто ноты оказывают моральную поддержку.

Если же у ребенка хорошие музыкальные способности, если он хочет продолжать музыкальное образование, ему нетрудно выучить нотный текст, тогда на контрольном уроке он выставляет программу, выученную на память.

Но если ребенок не собирается становиться профессиональным музыкантом и он только «интерпретирует» и выучивает программу академического концерта на память, то у него не закладывается фундамент музыкальности.

Лишь единицы выпускников музыкальных училищ и консерваторий становятся исполнителями. Остальные же занимаются преподавательской деятельностью. Даже те, кто ушел в концертные организации, стали оркестрантами, концертмейстерами, в основном связаны с нотным текстом, а не с игрой на память.
Поэтому им крайне необходимы навыки чтения с листа, умение транспонировать, подбирать аккомпанемент. А потому в основной работе музыканта нужны разнообразные музыкальные навыки.

И в музыкальной школе нужно дать ученику эти навыки. А также найти формы контроля по развитию данных навыков. Такой формой является контрольный урок.

.

Требования к контрольному уроку

На контрольном уроке ученики не только исполняют произведения по нотам, но и разбирают форму произведения, динамику, агогику, характер произведения, термины. Например, на первом контрольном уроке у ученика спрашивают одну-две гаммы по программе, во втором — проверяют чтение нот с листа, умение транспонировать, подбирать аккорды, подбирать на слух.

Требования к контрольным урокам необходимо выработать на педагогическом совете, а на заседаниях отделов – оговорить детали (задаваемые ученику вопросы, материал самостоятельной работы, порядок выступления учащихся).

Чтобы стимулировать стремление учащихся в развитии навыков владения инструментом, такие контрольные уроки проводят каждое полугодие. Ребенок готовит все запланированные формы работы, но на контрольном уроке будет выполнять только указанные председателем педагогической комиссии: определенная гамма, пьеса для чтения с листа, мелодия, к которой необходимо подобрать аккорды. Вся остальная часть работы прослушивается преподавателем по специальности на уроке в классе.

Контрольные уроки позволят активизировать творческую инициативу учеников и не позволят ограничить работу только изучением программы академического концерта.

.

На контрольный урок можно вынести следующие вопросы:

  • — техническое развитие — гаммы, упражнения, этюды
  • — исполнительские задачи – работа над программой академического концерта и контрольного урока
  • — практические навыки: чтение с листа, подбор по слуху заданной мелодии, транспонирование, подбор аккомпанемента, исполнение самостоятельно выученной пьесы.

.

Развитие практических навыков учащихся будет способствовать развитию исполнительских качеств. Ученики будут свободнее владеть инструментом, научатся внутреннему слушанию, приобретут культуру исполнительства.

Но главное условия для успешной работы – систематичность и планирование работы – залог развития музыкальных данных и общей музыкальной эрудиции.

И в этом помогут контрольные уроки. Они усилят внимание к общей музыкальной подготовке учащихся и развитию в учениках творческого начала.

Ирина  Анищенко

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вокал в музыкальной школе, Блог Ирины Анищенко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: