Открытый урок в музыкальной школе

Темы и формы проведения открытых уроков в музыкальной школе

открытый урок в музыкальной школе
Урок – основная форма организации учебного процесса в музыкальной школе.
В школе есть групповые занятия – сольфеджио, музыкальная литература, хор, оркестр. И есть индивидуальные занятия – так называемая специальность. Это может быть обучение на каком-либо инструменте или занятие вокалом. По принципу индивидуального обучения проходят музыкально-исполнительские уроки.
Есть много форм проведения музыкально-исполнительского урока. Эти формы применяются и в каждодневной практике преподавателей, и при проведении открытых уроков.

открытый урок

.
Давайте вспомним традиционные типы уроков:

  • — ознакомление с новой темой и усвоение новых знаний
  • — усвоение навыков и умений
  • — применение знаний, навыков и умений на практике
  • — обобщение и систематизация знаний
  • — контроль и корректировка знаний, умений и навыков.

Урок может быть:

  • — комбинированный урок
  • — тематический (моно урок)

Более распространены в музыкальной школе уроки комбинированные и тематические.

Комбинированный урок состоит из трех основных частей:

.
1 Проверка самостоятельной работы ученика:

  • — контроль и оценивание выполнения домашнего задания по всем пунктам
  • — определение дальнейших задач в работе с учеником

.
2 Основная часть урока:

  • — анализ игры ученика, выявление как положительного в исполнении, так и недочетов
  • — определение дальнейших учебных задач
  • — выявление причины неудачи и способов её преодоления
  • — ознакомление с новыми знаниями, формирование новых игровых навыков и умений, усовершенствование и закрепление приобретенных навыков
  • — осмысление нового материала, систематизация знаний и умений

.
3 Подведение итогов и домашнее задание

  • — выводы по достижению цели урока и решению поставленных задач
  • — оценка работы ученика и его успехов
  • — домашнее задание, объяснение по самостоятельной работе над фрагментами музыкального произведения.

Домашнее задание базируется на принципах посильности и постепенного нарастания трудностей, анализа сложных отрывков в музыкальных произведениях и нахождения путей преодоления сложностей.

Моно урок, или тематический урок, посвящен решению одной задачи – работа над техникой, интонацией, фразировкой и так далее.
Приведем приблизительный перечень тематических уроков, темы которых могут рассматриваться и на открытых уроках.

Открытый урок

Темы открытых уроков

1 —  Организация игрового аппарата у начинающих
2 —  Работа над штрихами
3 —  Работа над кантиленой
4 —  Работа над выразительными средствами музыки
5 —  Ритм – смысловая категория
6 – Работа над художественным образом произведения
7 – Использование межпредметных связей на уроке
8 – Формирование исполнительских навыков на начальном этапе обучения
9 – Музыкальное интонирование и проблемы интонации на соответствующем музыкальном инструменте
10 –Соответствие стиля исполняемой музыки и применяемых штрихов
11 – Музыкальное интонирование — результат осознания учащимся содержания произведения
12 – Взаимосвязь техники исполнения и музыкально-художественного воспитания ученика
13 – Проблемы педализации (для пианистов)
14 – Работа над звукоизвлечением
15 – Взаимосвязь звукоизвлечения с выполнением конкретных музыкально-художественных заданий
16 – Работа над развитием музыкального мышления
17 – Проблемы фактуры
18 – Работа над полифоническим произведением
19 – Работа над крупной формой
20 – Работа над целостностью формы и содержанием произведения
21 – Усовершенствование технического оснащения ученика

Планирование урока

Преподавателю необходимо помнить, что время урока ограничено. И чтобы рационально и эффективно его использовать, следует тщательно спланировать ход урока.

.
При составлении плана урока следует:

  • — Определить место конкретного урока в учебном процессе и его взаимосвязь с другими уроками
  • — Выявить цель и содержание урока, определиться с формами проведения урока и методикой его проведения
  • — Спланировать домашнее задание, которое может корректироваться в ходе урока
    Решающим значением при планировании урока является анализ итогов предыдущих уроков.

.
При проведении урока преподаватель использует разнообразные методы обучения:

  • — словесное пояснение
  • — показ-демонстрация (живое исполнение)
  • — подпевание
  • — дирижирование
  • — демонстрация того, как не следует играть

Наиболее распространенным, доступным и деятельным инструментом обучения является слово. Овладев этим инструментом, преподаватель делает доступным для ученика сложные понятия и идеи. Слово активизирует воображение и чувства учащихся, развивает их мышление. С помощью слова учитель может раскрыть содержание произведения и закономерности музыкально-исполнительского искусства. Объяснить принципы постановки исполнительского аппарата и суть технического приема, выявить недочеты в исполнении и выявить пути решения проблемы. Речь преподавателя музыки должна отличаться яркостью, эмоциональностью, живостью. Важное место в речи педагога занимают сравнения, метафоры, ассоциации, меткие характеристики. Творческое общение с преподавателем образует у ученика своеобразную профессиональную лексику, образную, лаконичную и понятную обеим сторонам обучения.

Один из главных принципов обучения – принцип наглядности. Наглядность проявляется в демонстрации «живого звучания». Этот метод эффективен, если не превращается в простую демонстрацию исполнительского мастерства педагога, а преследует определенные цели. Цель «живого звучания» — помощь ученику в понимании сути замечания и указания преподавателя, нахождение учеником соответствующего звучания. В некоторых случаях целесообразно продемонстрировать ученику, как не следует исполнять, изобразить игру учащегося. А затем обязательно показать эталонное исполнение. Это может быть демонстрация преподавателем, а может быть аудио и видеозапись в исполнении известных музыкантов.

.
Часто преподаватели применяют на уроке дирижирование (тактирование). Что позволяет воздействовать на игру ученика в процессе исполнения. Или совмещают дирижирование с подпеванием.

И все же основным методом обучения является активная практическая деятельность ученика на уроке. А объяснения педагога носят дополнительный характер.

.
Большую роль в музыкальной педагогике занимает проблема воспитания эмоциональной сферы ученика, которая не должна ограничиваться только развитием чувствительности на исполняемую музыку. Эмоциональная сфера способна оказать существенное влияние и на технику исполнения, так как работа исполнительского аппарата музыканта тесно связана с состоянием его нервной системы. Определенные эмоции или способствуют преодолению технических трудностей, или усложняют этот процесс.

Иными словами, любой технический прием может превратиться в способ художественной выразительности только тогда, когда ученик пропускает его через свою эмоциональную сферу. Продуктивность преподавателя во многом зависит от эмоциональной атмосферы, которую он сможет создать на уроке, от умения заинтересовать ученика. Зависит также от того, сможет ли педагог привить учащемуся чувство любви к музыке и чувство восхищения музыкой.

.
Все, о чем мы говорили выше, относится как к повседневному уроку, так и к уроку открытому.

.

Открытый урок в педагогической практике играет большую роль и используется как:

  • — форма повышения квалификации преподавателя
  • — внедрение передовых методик, технологий, инноваций в собственный опыт преподавателя
  • — форма контроля со стороны администрации за ростом и совершенствованием педагогического мастерства преподавателя
  • — толчок для самосовершенствования, творческих поисков, размышлений, анализа как для преподавателя, дающего открытый урок, так и для слушателей
  • — педагогическая мастерская для преподавателей отдела, школы, методического объединения:
    а)  распространение профессионального опыта преподавателя
    б)  возможность оказания методической помощи молодому преподавателю

.

В начале открытого урока преподавателю необходимо сообщить следующую информацию:

  • — причина и мотив выбора данной темы
  • — цель и задачи урока
  • — творческая характеристика учащегося на данный момент и наличие у него исполнительских проблем
  • — сообщить, в какой стадии работы находятся изучаемые на уроке произведения

.
В конце урока преподаватель подводит итоги — что удалось и насколько удалось выполнить поставленные задачи, качество выполнения заданий учеником, достигнута ли цель урока

При обсуждении открытого урока преподавателями следует учесть:

  • — стиль работы педагога (стимулирует обучение, воспитывает музыкой, дрессирует ученика)
  • — организация урока во времени, его структура и темп
  • — общая музыкальная грамотность и культура преподавателя
  • — умение четко формулировать задания и пояснять ученику способы их выполнения

.

На открытый урок преподаватель составляет план-конспект урока, куда входят следующие разделы:

  • — Дата урока
  • — ФИО ученика, с которым проводится урок
  • — Класс, инструмент
  • — Тема урока
  • — Цель урока
    учебная
    воспитательная
  • — Определение конкретных задач для достижения поставленной цели урока
  • — Тип урока
  • — Структура урока
  • — Ход урока (по пунктам)
  • — Итоги урока, домашнее задание

.
Вот что нужно учитывать при подготовке открытого урока в музыкальной школе.

.
Совсем скоро закончится лето, и начнется новый учебный год. Кроме учебной работы, преподавателям предстоит и методическая работа. Проведение открытых уроков тоже входит в обязанности педагогов. Поэтому выбирайте тему, уважаемые коллеги, и проведите открытый урок с огоньком и вдохновением, как это умеют делать преподаватели-музыканты.

.
Успехов!
С уважением, Ирина Анищенко

.
Не забудьте поделиться сообщением с друзьями в социальных сетях – буду благодарна Вам!

И напишите в комментариях под статьей — как Вы проводите открытый урок.

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 4.67 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вокал в музыкальной школе, Блог Ирины Анищенко
Комментарии: 10
  1. Елена

    ПОЧЕМУ У ПЕДАГОГА НА ФОТО НА ГОЛОВЕ СОЛНЦЕЗАЩИТНЫЕ ОЧКИ ? КАК ОНИ ВИМЯЮТ НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ И ПРИГОЖДАЮТСЯ НА ОТКРЫТОМ УРОКЕ?

    1. О, Елена! Самое прямое отношение!

      Очки просто необходимы на уроке для связи с космосом, ибо каждый ребенок – это целый космос!

      А еще для просмотра видео, транслируемого на интерактивной доске во время урока в формате 3-Д

  2. Инна

    Замечательная статья! Обязательно воспользуюсь этой информацией при подготовке к открытому уроку! Спасибо огромное за проделанную работу и бесценный опыт!

    1. Инна, спасибо за то, что нашли время и написали комментарий. Заходите в гости на сайт почаще, всегда рада друзьям!

  3. Екатерина

    Спасибо за статью! Ознакомлю своих педагогов, которые совсем потеряли представление о том, что такое урок и открытый крок)

    1. Екатерина, спасибо за комментарий. Рада, что статья оказалась полезной.

  4. ТАБИГАТ

    Как часто нужно проводить открытые уроки

    1. Табигат, нет никакого регламента по количеству открытых уроков. Во-первых, открытый урок проводится на заседании методических секций, то есть на отделах — фортепианный, народный, и так далее. Во-вторых, открытый урок можно показать для всех коллег на педагогическом совете. Это урок более высокого уровня, он должен быть полезен и интересен для преподавателей каждого отдела. На отделе за год проводится около двух (или более) открытых уроков. Получается, что преподаватель может показывать такой урок не каждый год, а, к примеру, через год. Ведь главное — не количество, а чтобы это был настоящий мастер-класс, из которого можно почерпнуть что-то новое, полезное и интересное.

  5. Egrace

    Спасибо вам за статью! Подскажите мне, пожалуйста, сколько преподавателей должно присутствовать на открытом уроке, завуч сказала, что меньше 4 человек, то урок будет не действительный, так ли это ?

    1. Добрый день! Рада, что статья помогла Вам. Первый раз слышу о количестве преподавателей на уроке. В нашей школе всегда на открытом уроке присутствуют все преподаватели отдела, и, конечно же, завуч. Так завелось, что быть на мероприятии, то ли уроке, то ли концерте коллеги — это дань уважения. Лично мне было бы обидно, если бы кто-то из преподавателей не пришел на открытый урок, ведь это целое событие — ты готовился, старался, чтобы поделиться своими знаниями и опытом. Мы всегда с интересом ходим и ездим на мастер-классы, а поездки, к слову, не оплачиваются, и командировок у нас нет. Сами платим за дорогу — и вперед! Используем любую возможность поучиться и перенять опыт. Ведь даже негативный опыт — тоже опыт. К слову о посещении мероприятий, академические концерты тоже посещают все преподаватели отдела, независимо от того, выступают твои ученики или нет. К этому у меня двоякое отношение: с одной стороны на сцене меньше участников, чем членов комиссии, а с другой — видна работа каждого преподавателя, есть возможность сравнить классы, что положительно сказывается при обсуждении оценок.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: