Самообразование преподавателя

Самосовершенствование преподавателя

Преподавателю приходится шагать в ногу со временем.

Самообразование, самосовершенствование – непременное условие успешной профессиональной деятельности преподавателя.

Размышления об учителях — прочесть в статье

Возможно, у молодых учителей нет еще этого понимания. Получил диплом – и все, иди, применяй свои знания. Однако сколько вопросов возникает у педагога, особенно молодого, — как объяснить, как преподнести, чтобы дети поняли, уяснили, запомнили и выучили. Может быть, некоторые читатели скажут, что это не так, учителя – бездушные, безразличные (дальше придумайте сами). Но сегодня мы говорим об учителях, добросовестно выполняющих свою работу, которые любят детей, которые пришли в школу по призванию, а не потому, что больше ничего не умеют делать. И таких педагогов, поверьте мне, много.

Что отличает коллектив профессионалов?

Не в очень далеком прошлом, когда наше общество переживало сложное время – по полгода не платили зарплату, стремительно сокращался контингент учащихся музыкальных школ – происходил естественный отсев, так как родителям нечем было платить за обучение, многие преподаватели нашей школы ушли кто куда: кто-то – на шахту, кто-то – торговать на рынок. Остались единицы. Те, кто не представлял себе другой жизни – без школы и учеников. Эти преподаватели образовали костяк нашего теперешнего дружного коллектива во главе с директором – профессионалом с большой буквы – Колесник Ириной Петровной. Она смогла объединить таких разных в повседневной жизни людей в сплоченный коллектив, для которых творчество – превыше всего.

Нам завидуют многие школы соседних городов. Тому, что в школе спокойная атмосфера, нет зависти и злости. Созданы условия для профессионального роста. Работают классные коллективы, удостоенные различных высоких званий – ученический оркестр народных инструментов, преподавательский оркестр, хоры, ансамбль скрипачей, ансамбли аккордеонистов и гитаристов.
Массовые коллективы и солисты постоянно выезжают на конкурсы не только республиканского, но и международного уровня и завоевывают призовые места. Поехали, завоевали все, что можно, и приехали домой, чтобы трудиться, учиться и готовиться к новым свершениям. Посторонние люди, которые бывают в нашей школе, удивленно замечают – у вас преподаватели улыбаются и смеются, и это не вписывается в каноны представления об учителях.

Преподаватель и улыбка

 Советую всем относиться к жизни с улыбкой и с юмором. И тогда жизнь повернется к вам лицом и заиграет всеми яркими красками.
Посмотрите на преуспевающих людей, живущих за границей – они улыбчивы и не потеряли детской непосредственности. Я уже слышу возражения – им, миллионерам, можно и улыбаться. Или – чтобы улыбаться, нужно стать миллионером. Я думаю, что эти люди сначала научились улыбаться, потом неустанно трудиться, и как результат – успех и независимость.   

Советую и я: дорогие мои, улыбайтесь! Невзирая ни на что. Ведь жизнь дана не для того, чтобы пережидать затянувшийся дождь и непогоду (можно и не дождаться!), а для того, что научиться проходить между каплями дождя и жить. Улыбайтесь, и вам откроются многие недоступные ранее двери. Улыбайтесь, и вы увидите, как в ответ будут улыбаться и вам. А не будут – пожалейте этого человека и не осуждайте.

Почему я пишу об этом так подробно? Посмотрите на наших людей — на улицах, а еще лучше – на кабинетных работников и не уподобляйтесь им. Кабинетные работники у нас как на подбор – серьезные и недоступные. Как собственно, и многие учителя.

Но ведь надо же что-то менять, и начинать следует всегда с себя самого.
А поэтому я обращаюсь к учителям: улыбайтесь, невзирая ни на что; не жалуйтесь на тяготы жизни, на трудных учеников. Какие ученики есть, с теми и работать нам с вами. Постарайтесь вложить в ребенка частицу себя, частицу тепла и души, и ребенок откликнется, пусть и не сейчас, так спустя время.
Но ребенок откликнется, если вы будете для него авторитетом, эталоном и личностных, и профессиональных качеств. А для этого необходимо постоянно совершенствоваться и заниматься самообразованием.

Профессиональные качества преподавателя

Давайте поговорим о профессиональных и деловых качествах педагога-музыканта.
Что может сделать преподаватель, чтобы стать настоящим мастером (в самом хорошем смысле этого слова)?

Во-первых, быть хорошим исполнителем. А для этого нужно постоянно музицировать, выступать, нарабатывать музыкальный репертуар, интересоваться нотными новинками. Посещать спектакли, выставки, концерты, и желательно, со своими учениками – подавать пример. Вы можете сказать, что живете в селе или в маленьком городке, и у вас нет музеев и филармоний. Но всегда можно выехать в город, где есть культурная жизнь. А второй вариант – организовывать у себя самим и концерты, и спектакли – было бы желание. После концерта обсудите выступления артистов. Но не просто обсудите, а привлеките весь свой артистизм, подключите эмоции, так как дети впитывают каждое ваше слово, и пусть у учащихся останутся положительные эмоции от концерта, чтобы они и в следующий раз пошли на выступления.

Иногда в отношениях учителя и учеников-музыкантов возникает такая ситуация. Учитель говорит: «Завтра состоится концерт».
— «А что я буду играть?»
— «Мы будем слушать и учиться»
— «Тогда я не пойду, мне некогда».
Такое бывает и в разговоре с родителями учеников. Может, из-за того, что детей не подготовили к концерту, из-за того, что не было эмоционального фона в разговоре?

Ведь можно сказать, что дирекция обязала преподавателей обеспечить явку учеников на концерт. А можно произнести и по-другому: «Ребята, завтра – настоящий праздник. И этот праздник состоится благодаря замечательному музыканту. Он приедет специально к нам поделиться своим творчеством. И вот здесь нужно знать программу концерта, несколько слов сказать о произведениях, о предыстории их создания. Но не сухие факты, а что-то эмоциональное, то, что затронет душу ребенка.

Удивление вызывает заинтересованность

Запомните важную вещь – ребенка (как собственно, и взрослого – они те же дети) нужно удивить. А удивление вызовет заинтересованность. И вот тогда спешите, пока они под вашим «гипнозом», пока они «ваши». Успейте выдать необходимую информацию. Помните выражение: вся наша жизнь – театр, и люди в ней – актеры? (Надеюсь, правильно сформулировала).

Методическая работа

Удивить и заинтересовать важно. Но важно еще знать, что и как преподносить ученикам. А в этом преподавателям поможет методическая работа – подготовка докладов, участие в методических чтениях, темы которых интересны и важны для преподавателей, а также способствуют повышению деловой квалификации.
Это может быть изучение, а для кого-то — ознакомление с работами известных педагогов и их методиками. Всегда можно что-то почерпнуть для себя из фундаментальных трудов и применить на практике.

Сейчас всю необходимую информацию мы можем найти в интернете. Но найти – мало, ее следует переосмыслить и использовать. Если скачивать все материалы подряд и тут же забывать о них, тогда не нужно и время тратить.

Полученную информацию следует классифицировать, разложить по папкам, чтобы можно было найти необходимое в любой момент. Если есть потребность – можно распечатать материал и разложить в файлы и в отдельные папки. Не забудьте папки подписать. Это облегчит вашу дальнейшую работу с детьми.

Например, для вокалиста важна тема дыхания. Вот и озаглавьте папку «Работа над дыханием». Поверьте, если есть папка, то она очень скоро наполнится различными вырезками, сведениями, таблицами, упражнениями. А это уже – наглядные пособия, применение которых разнообразит формы работы на уроке и облегчит процесс обучения.
Важно проводимую методическую работу оформить в реферат или методический доклад. В результате ваши мысли обретут стройную форму и логичность в изложении. Мне нравится услышанное как-то изречение: «столько раз объяснял на уроке, что и сам понял».
Забавно, правда?

Ну а что такое реферат, доклад, и какие еще бывают формы методической работы – об этом поговорим в следующей статье.

До встречи!
С уважением, Ирина Анищенко

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Вокал в музыкальной школе