Темперамент учащихся

Темперамент

Каждый ребенок – личность и индивидуальность. Именно поэтому, для достижения результатов в обучении и подход к каждому ученику должен быть индивидуальным.

В первую очередь, нужно учитывать темперамент учащихся: шустрых непосед – сдерживать, а медлительных – воодушевлять на действие.

У одних детей – рассеянное внимание, они интересуются всем и ничем конкретно. Таких детей необходимо приучать к концентрации внимания.
Есть дети, которые сосредоточены на каких-либо переживаниях — таких нужно отвлечь от тревожного состояния, предварительно выяснив и устранив причину, поддержать и убедить в своих силах и возможностях.

Все дети не переносят повелительных интонаций, но некоторых эти интонации побуждают к действию. Одни переносят большие нагрузки, и сколько не задай – всё выполнят. Другим такие нагрузки обременительны и не по силам. Одни дети любят работать и учатся с усердием, другие – не приучены к труду. Одни — открыты знаниям, другим процесс познания нового неинтересен.

Обучение музыке – длительный и трудоемкий процесс. А дети все такие разные! Но каждый из них – единственный и неповторимый, и у каждого свой внутренний мир. И эти особенности необходимо учитывать в процессе обучения, тем более что обучению игры на музыкальных инструментах свойственно индивидуальное обучение.

Психологические особенности ребенка зависят от физиологии организма, нервной системы. Личность формируется в процессе жизни. В зависимости от того, как складывается жизнь, проявляются различные черты характера.

Что же такое характер?   

Характер – это главная особенность личности и объединяет волевые, эмоциональные, интеллектуальные качества. Характер отражает образ мыслей, убеждений, склад психической жизни человека.

Характер тесно связан с темпераментом. Но характер – это основа, стержень личности.

А темперамент характеризует эмоциональную сторону, импульсивность, возбудимость, степень напряженности и скорость протекания психических процессов.

В работе с детьми нужно знать свойства характера и темперамент своих учеников. И на основе этих знаний культивировать положительные стороны и сглаживать отрицательные.

Например:

Сангвиник — положительные качества: общительность, подвижность.

Холерик – активность, быстрота реакции.

Меланхолик – эмоциональная отзывчивость, чувственность.

Флегматик – выдержка, уравновешенность, трудоспособность.

Если складываются отрицательные условия, то

У флегматика проявляется вялость, незаинтересованность, даже апатия.

У сангвиника – отсутствие устойчивости.

У холерика – резкость, несдержанность и натянутые отношения с окружающими.

Меланхолик становится застенчивым и нерешительным, замыкается и уходит в себя.

Типы темпераментов

Типы темпераментов объединены в четыре группы, но в чистом виде встречаются редко, чаще мы сталкиваемся с взаимными переходами и влияниями одних типов темпераментов на другие.
Во многом музыкальное развитие зависит от природных данных и музыкальных способностей. Но нельзя не считаться с психологическими характеристиками и их основой – свойствами нервной системы.

Для развития учащегося преподаватель должен знать его характер, привычки, темперамент и подобрать формы работы с каждым учеником.

Ребенок-холерик разучивает произведение быстро, но детально и основательно. Трудолюбив, настойчив, начальный этап обучения проходит за короткий период. Упорно работает над техникой исполнения. Пальцы цепкие. Звучание вначале обучения немного резкое, но в дальнейшем появляется яркость и глубина. Исполнение отличается музыкальностью и страстностью, насыщенностью и образностью.
Выдающихся исполнителей можно причислить к холерикам.

Требования к ученикам-холерикам: ответы должны быть спокойными и обдуманными, к занятиям относиться добросовестно, воспитывать уравновешенность, работать не спонтанно, по настроению, а последовательно и по плану.

Меланхолики работают неровно, сказывается частая смена настроения – или прилив энергии, или нежелание заниматься. Они — то прилежны, то ничего не делают. Таким детям постоянно нужны поощрения. Техникой не любят заниматься. Их больше привлекают лирические произведения. На уроках бывают всплески – появляется заинтересованность, но быстро на смену приходит равнодушие и безразличие. Обычно, этим учащимся присуще чувство ритма, выразительность и спокойствие исполнения.
Звучание у них утонченное, грамотное, правильная передача элементов музыки. Меланхолики любят все фантастическое и страшное.

Рекомендация преподавателям: правильно дозировать нагрузки, так как меланхолики не выносят больших перегрузок и длительного напряжения. У учащихся следует развивать общительность и чувство коллективизма.

Флегматики – трудолюбивы, разучивают произведение медленно, но грамотно. Объяснения слушают внимательно. Отсутствует чувство ритма. Любят классическую музыку. Исполнение характеризуется логичностью, точностью воспроизведения музыкальных элементов и спокойствием. Благодаря этому музыка в исполнении флегматиков интересна, но несколько грубовата и прямолинейна, нет ощущения целостности. Флегматикам мешает медлительность и равнодушие.

Педагог должен постоянно активизировать работу, заставлять действовать, воодушевлять на учебный процесс, работать над эмоциональным откликом ученика на изучаемый материал.

Сангвиники невнимательны, разучивают произведение с ошибками, самоконтроль не развит, работать над техникой не любят, к объяснениям не прислушиваются. Имеют чувство ритма, однако темп не выдерживают, стремясь ускорить его. Причина: подвижность сангвиников. Они могут всю жизнь учиться, но результат этого процесса малоэффективный. Любят произведения яркие, но не хватает глубины и основательности в исполнении. Произведение быстро надоедает, стремятся играть новое и не доводят исполнение до совершенства.

Рекомендация преподавателям: поощрять настойчивость и стремления сангвиников, но быть требовательными по отношению к ученикам, ставить большие задачи в процессе обучения. Отношения строить доверительные и уважительные.

.

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Вокал в музыкальной школе