Темперамент учащегося и концертный репертуар
Работа музыканта-исполнителя должна быть профессионально организована.
Это не механическое повторение изучаемых произведений, а методическая и исполнительская шлифовка программы, осознанный процесс, направленный на улучшение качества игры, решение возникающих проблем – художественных и технических.
Большую роль играют умение сконцентрироваться, собраться, мобилизовать психические и физические ресурсы – то есть психологические условия, необходимые для успешной деятельности музыканта-исполнителя.
Немаловажное значение имеет и исполняемый репертуар. Главное при подборе репертуара — учесть возможности ученика для успешного воплощения музыкального произведения.
Подбирая концертный репертуар, необходимо знать темперамент исполнителя; понимать, как темперамент влияет на концертное выступление, и разбираться в особенностях каждого типа темперамента.
В помощь преподавателям привожу следующее описание.
В репертуаре, многообразном по стилям, уверенно чувствуют себя:
«мыслительный» тип – флегматические сангвиники
«пластический» тип – сангвинические флегматики
«бойцовский» тип – «чистые» сангвиники
«конструктивный» тип – холерические флегматики.
Драматические, эмоциональные, насыщенные произведения ближе следующим типам:
«импульсивно – романтическому» – сангвиническим холерикам
«артистическому» — холерическим сангвиникам
Этим исполнителям под силу разнохарактерные объемные произведения.
Репертуар философского плана, который требует рационального подхода, рекомендован:
«инертному» типу – «чистым» флегматикам
«пассивному» типу - флегматическим меланхоликам.
Для флегматических меланхоликов лучше подобрать небольшие циклы миниатюр, пьесы созерцательного, повествовательного характера.
У музыкантов холерического склада складывается свое, субъективное видение произведения: репертуар либо принимается, либо отторгается. И нужно об этом помнить. Если произведение вызывает эмоциональный отклик, то это – предпосылки для успешного исполнения и выступления.
Драматические, виртуозные, эмоциональные произведения не предназначены исполнителям «слабого» типа:
«чистым» меланхоликам
меланхолическим флегматикам
меланхолическим холерикам
меланхолическим сангвиникам
Им следует подобрать циклы миниатюр, произведения созерцательного, повествовательного характера: сюиты, классические рондо, сочинения импрессионистов.
Для достижения лучших результатов следует выбрать посильную программу или немного заниженную по уровню учащимся следующих типов:
«сумбурный» тип – холерическим меланхоликам
«робкий» тип — сангвиническим меланхоликам
Кроме тщательно подобранного репертуара необходима, конечно же, профессиональная подготовка, выработанные исполнительские навыки, сценический опыт, личностные качества учащегося: активность, инициатива, самостоятельность, целеустремленность и желание трудиться и заниматься творчеством, ибо занятия музыкой – это и есть творческий процесс.
.
.
.
С уважением, Ирина Анищенко