Выразительные средства музыки

Рассмотрим выразительные средства музыки - темп, гармонию, нюансы, штрихи, тембр, форму.
d0a1d180d0b5d0b4d181d182d0b2d0b0-d0bcd183d0b7d18bd0bad0b0d0bbd18cd0bdd0bed0b9-d0b2d18bd180d0b0d0b7d0b8d182d0b5d0bbd18cd0bdd0bed181d182d0b8

В предыдущей статье  мы рассмотрели средства музыкальной выразительности: мелодию, лад, регистры, ритм и метр. Сегодня поговорим о выразительных средствах музыки – темпе, гармонии, нюансах, штрихах, тембре и форме.

ТЕМП

d182d0b5d0bcd0bfd18b

Темп – скорость исполнения, он зависит от содержания и характера музыкального произведения. Колыбельную, например, мы поем в медленном, спокойном темпе. А марш звучит размеренно, в темпе шага.
Темпы в музыке обозначаются на итальянском языке. В начале произведения композитор указывает темп, а иногда и характер исполнения – в темпе вальса, в темпе марша, воодушевленно, мечтательно…
Кроме равномерного и постоянного движения в музыке бывают отклонения от темпа, они делают музыку более эмоциональной, живой, естественной.
Музыкальную речь с постепенными ускорениями и замедлениями можно сравнить с человеческой речью: какие-то фразы мы говорим более оживленно, ускоряя речь, а какие-то, наоборот, с замедлением. Эти замедления приходятся на окончания фраз.
Изменение в темпе, а также темп произведения – важное средство музыкальной выразительности.

ГАРМОНИЯ

Высота звуков, лад, ритм, темп неразрывно связаны друг с другом в любом произведении, даже в самом простом — в одноголосной песне. Но более полно, ярко песня раскрывается в многоголосном изложении — с подголосками и разделением мелодии на отдельные голоса.
Многоголосная музыка, в которой одновременно звучат несколько мелодий-голосов, и каждый голос при этом самостоятелен и равноправен с другими, называется полифонической музыкой. Пример богатого многоголосия — народное пение, церковное хоровое пение. Расцвет полифонии приходится на первую половину восемнадцатого века. В это время немецкий композитор Бах создает хоровую и инструментальную полифоническую музыку. В произведениях Баха выразительные мелодии отдельных голосов сплетаются в единое целое. Голоса полифонии образуют в единстве стройность и логичность формы.
Многоголосная музыка, в которой один голос – ведущий, а остальные – сопровождающие – называется  гомофонической.  Одновременно звучащие голоса образуют последовательность аккордов, которые называются гармонией.
Гармония тесно связана с мелодией. Гармония дополняет, обогащает мелодию выразительными красками, помогает раскрыть содержание и смысл мелодии и выступает в роли выразительного средства. Музыка ярче и выразительнее, когда мелодия звучит в сочетании с гармонией.

НЮАНСЫ

d0b4d0b8d0bdd0b0d0bcd0b8d187d0b5d181d0bad0b8d0b5-d0bed182d182d0b5d0bdd0bad0b8

Характер и содержание произведения требуют исполнения с разной силой звучания – от очень тихого – pianissimo- pp (пианиссимо), тихого – piano- p (пиано) до громкого – forte – f (форте) и очень громкого – ff (fortissimo). Возможно еще и не очень громкое исполнение – меццо-форте – mf (mezzo-forte) и не очень тихое исполнение – меццо-пиано – mp (mezzo-) piano. Динамические оттенки – важное средство музыкальной выразительности. Они превращают исполняемое произведение в красочное, яркое художественное произведение, а исполнение делают выразительным и эмоциональным. Иногда исполнение требует сопоставления контрастной динамики, но в любом произведении присутствует постепенное усиление и постепенное ослабление динамики —  нюансы крещендо и диминуэндо.
Крещендо — постепенное усиление динамики на небольшом отрезке мелодии.
Диминуэндо – постепенное ослабление динамики на небольшом отрезке мелодии. Выразительное и техничное исполнение предполагает обязательное использование крещендо и диминуэндо в любом произведении. С помощью этих нюансов – диминуэндо и крещендо – мы выделяем опорные, кульминационные звуки в фразах, оттеняем мелодию.

ШТРИХИ

d188d182d180d0b8d185d0b8

Очень важное средство музыкальной выразительности – штрихи. Они указывают на манеру звуковедения и зависят от характера произведения.
Legato — (легато) предполагает связное, плавное звукоизвлечение.
Staccato— (стаккато) – отрывистое извлечение звуков. Стаккато обозначается точкой над или под нотами. Звуки при исполнении на стаккато короткие, с небольшими толчками, легкими акцентами и цезурами между звуками.
Non legato – (нон легато) – несвязное, неплавное исполнение. Звуковедение с небольшим подчеркиванием каждого звука мелодии. Звуки при этом должны быть наполненными как при исполнении легато, цезуры между звуками сокращены. Звуки подчеркиваются, но не так остро, как на стаккато. Каждый звук звучит отчетливо.

 
 

ТЕМБР

Еще одно важное средство музыкальной выразительности – тембр. Тембр – это окраска звука музыкального инструмента или человеческого голоса. Тембр придает эмоциональный характер музыке. Одна и та же мелодия звучит по-разному в исполнении различных инструментов.
У каждого инструмента своя окраска – у скрипки серебристый, нежный, пленительный звук, у виолончели – мягкий, глубокий. Голос контральто обладает сочным грудным тембром, а колоратурное сопрано – искристое и звонкое.

В исполнении ансамбля скрипачей послушайте пьесу «Забвение».  Композитор — Астор Пьяццолла.

А сейчас давайте послушаем как звучат в оркестре народные инструменты

Красочные тембры оркестровых инструментов соединены в единое неразрывное целое с богатством гармонии, красотой и выразительностью оркестровки. Всей палитрой красок звуковых тембров обладает симфонический оркестр.

Тембр вокалиста – выразительное средство в вокальной музыке. Красота голоса зависит в первую очередь от тембра – окраски и насыщенности.

ФОРМА

Музыкальное произведение строится и исполняется по определенным законам, в основе которых лежит структура произведения и форма.

Музыка, как и литературное произведение, проживается во времени. В произведении есть части, главы, фразы. Они сменяют друг друга, создавая действие, основанное на контрасте, сопоставлении, повторе.
Последовательность частей создает определенное построение, называемое формой произведения. Это может быть двух, трехчастная форма, куплетная, сонатное аллегро, сюита, рондо, сонатно-симфонический цикл. В каждой форме свои закономерности и логика.
Самая простая форма музыкального сочинения – период – форма, в которой выражена завершенная музыкальная мысль. Период делится (в основном) на два предложения, а предложение – на фразы. Фразы, в свою очередь, делятся на мотивы. Мотив – самая мелкая часть музыкальной речи. Когда музыкант исполняет произведение, понимая смысл построения сочинения, придерживается структуры произведения – выделяет предложения, фразы, мотивы, и более крупные построения – части – исполнение становится выразительным и понятным. А прием такого исполнения называется фразировкой. Фразировка предполагает наличие кульминаций в фразах, разделение построений, которое называется цезурой.

О музыкальных средствах выразительности — мелодии, ладе, регистрах, ритме и метре читайте в этой статье.

С уважением, Ирина Анищенко

Рейтинг
( 5 оценок, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вокал в музыкальной школе, Блог Ирины Анищенко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: