Взгляд на преподавание

Взгляд на преподаваниеКаждый учитель имеет свой взгляд на преподавание.

Основываясь на личные убеждения, преподаватель последовательно выстраивает учебный процесс и определяет методы достижения поставленных целей; определяет для себя, что является самым важным и первостепенным во взаимодействии учителя, ученика и родителей; вырабатывает свой стиль преподавания, то есть концепцию.

 

Концепция преподавателя – не застывшая догма, в процессе работы она корректируется и развивается.

 

Можно разделить преподавателей музыкальной школы на две условные группы:

 

1 — ориентированных на учебный процесс

2 — ориентированных на конечный результат

 

Рассмотрим направления работы в каждой из этих групп.

 

Представители первой группы убеждены, что необходимо воспитывать любителей и ценителей музыки, которые понимают музыкальное произведение и проявляют душевный отклик на услышанную музыку. Для этих преподавателей важно развить человеческие и душевные качества, выработать собственное отношение к музыке, научить самостоятельности в работе над произведением, дать почувствовать уверенность в своих силах, привить навык умения учиться, развить человеческие и душевные качества.

 

 

Для представителей второй группы важен результат, эти преподаватели ставят конкретную цель и идут к ней. Часто такой целью становятся конкурсы и участие в них. Иногда, эта позиция выливается в самоцель — череда поездок и желание во что бы то ни было обязательно победить.

Каждый преподаватель должен определиться, что для него приоритетнее в работе – воспитание человека- музыканта или технаря, важнее творческий процесс или конечный результат, умение выразить свое собственное мнение и отношение к музыке или количество конкурсных произведений, выученных ребенком.

На основе ответов на эти вопросы и определяется стиль преподавания, отношение к учебному процессу, выбору программы. Еще один немаловажный аспект – преподаватель обязательно должен обговорить с родителями и ребенком, чего они хотят от музыкальной школы, какими они видят занятия. Что для них важнее – общее музыкальное развитие, участие в концертах, мероприятиях, и как результат – ребенок становится общительнее, свободнее.
Или, возможно, профессиональная карьера – поступление в высшие музыкальные учебные заведения, а для этого необходимы участие и победы в конкурсах.

 

Исходя из этого, вырисовываются конкретные задачи.

Преподаватели первой группы могут выбрать более медленный темп обучения, больше времени уделять пению и творческому процессу – сочинению и подбору мелодий, слушанию музыки и выработке личного отношения к произведению. Таким учителям важен процесс, доброжелательные отношения в общении, комфорт ученика в школе, желание привить ребенку любовь к музыке и самостоятельным занятиям, развить задатки творческих способностей, выработать уверенность в себе и своих силах.   

У преподавателей, ориентированных на результат, есть конкретная цель и четкий подход к достижению этой цели. В работе вырабатываются конкретные навыки, которые важны для исполнителей, произведения подбираются с учетом концертных и конкурсных требований. Для таких педагогов оценки, победы в конкурсах – это показатель успеха. Им важен темп в обучении и скорейший результат.

 

Какие же подводные камни могут попасться на пути у преподавателей и первой, и второй группы?

Педагоги, нацеленные на процесс, могут «застрять» в желании сделать комфортным пребывание ученика в музыкальной школе, и как результат – снижение результативности, отсутствие высоких целей. Единственная цель будет – сдача очередного академического концерта.

Какая же опасность может подстерегать преподавателей, нацеленных на результат?

Выработка техничности, ориентация только на педагогический репертуар, большое количество конкурсных поездок – в результате может пострадать общее музыкальное образование, отсутствие времени на посещение других дисциплин, кроме специальности – все это не способствует формированию гармонично развитой личности учащегося.

 

Еще нужно помнить, что не бывает только побед в конкурсах, бывают и поражения. А вот как относитесь Вы к проигрышам? А родители, а ученики? И это может превратиться в большую проблему. Если для родителей и учащихся проигрыш — трагедия, то потребуется педагогический талант и чувство такта выработать «противоядие» от поражений, объяснить, что это не самое страшное, что может произойти в жизни, и что работа, целеустремленность, трудолюбие приведут к положительным результатам.
А также, очень важно научить радоваться чужим победам, и анализировать свое выступление – что удалость, что не очень, над чем нужно работать в дальнейшем.

 

Все эти нюансы необходимо учитывать в ходе учебного процесса и помнить: все хорошо в меру. Ни в коем случае не руководствоваться поговоркой: цель оправдывает средства.

Выработка концепции требует времени, зачастую проходит несколько лет, чтобы определиться, какие конкретные задачи ставит преподаватель для себя в учебном процессе, что более важно для него. Со временем взгляды могут поменяться, что-то конкретизируется или усовершенствуется, главное, чтобы в работе не было застоя.

Хорошо, если преподавателю работа не в тягость. Помните поговорку: «найди для себя любимую работу, и тебе больше никогда не придется работать».

 

Хорошо, когда в работе преподавателя царит гармония: доброжелательные отношения с родителями, взаимопонимание с учеником, а гармония эта – следствие преподавательской концепции и понимания того, что:

— занятия музыкой должны доставлять удовольствие, а не страх и неприятие

— каждый ребенок – личность, к каждому ребенку необходим индивидуальный подход

— задача преподавателя – развитие творческих способностей и возможностей ученика.

 

 
.
.

Обсуждение: 4 комментария

  1. Спасибо за интересную статью. Совершенно согласна. Надо учить детей радоваться чужим успехам. Если умеешь радоваться успехам других, легче победить самому.Потому что заниматься будешь с радостью, а не для того чтобы обогнать других.

    Ответить
  2. Совершенно согласна с Вами, Валентина

    Ответить
    1. Георгий:

      Статья интересная, но деление на 2 категории, это упрощённо, на самом деле их гораздо больше. По тону статьи видно, что автор относит себя к 1-й категории, но всё не так просто. Многое зависит от директора ДШИ, его политики, взаимоотношений в коллективе (микроклимата)и многого другого, не связанного с музыкой...

      Ответить
      1. Георгий, спасибо за комментарий!

        Только я не поняла, что вы подразумеваете под понятием «категория»? Я писала о двух условных группах преподавателей, и об их взглядах на обучение детей.

        Или Вы говорите о категориях, как о разрядах, влияющих на заработную плату? Тогда их, действительно, больше, Об этом можно почитать в других статьях.

        Да, и спасибо за то, что так легко определили, к какой группе я отношусь. Потому что я до сих пор этого не знала.

        За комментарий еще раз спасибо — Вы не пожалели времени на написание, обычно бывает наоборот: прочитал, и ушел.

        Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Вокал в музыкальной школе