Взгляд на преподавание

Каждый учитель имеет свой взгляд на преподавание и вырабатывает личный стиль преподавания, то есть концепцию.

Взгляд на преподаваниеКаждый учитель имеет свой взгляд на преподавание.

Основываясь на личные убеждения, преподаватель последовательно выстраивает учебный процесс и определяет методы достижения поставленных целей; определяет для себя, что является самым важным и первостепенным во взаимодействии учителя, ученика и родителей; вырабатывает свой стиль преподавания, то есть концепцию.

Концепция преподавателя – не застывшая догма, в процессе работы она корректируется и развивается.

Можно разделить преподавателей музыкальной школы на две условные группы:

  1. — ориентированных на учебный процесс
  2. — ориентированных на конечный результат

Рассмотрим направления работы в каждой из этих групп.

Представители первой группы убеждены, что необходимо воспитывать любителей и ценителей музыки, которые понимают музыкальное произведение и проявляют душевный отклик на услышанную музыку. Для этих преподавателей важно развить человеческие и душевные качества, выработать собственное отношение к музыке, научить самостоятельности в работе над произведением, дать почувствовать уверенность в своих силах, привить навык умения учиться, развить человеческие и душевные качества.

Для представителей второй группы важен результат, эти преподаватели ставят конкретную цель и идут к ней. Часто такой целью становятся конкурсы и участие в них. Иногда, эта позиция выливается в самоцель — череда поездок и желание во что бы то ни было обязательно победить.

Каждый преподаватель должен определиться, что для него приоритетнее в работе – воспитание человека- музыканта или технаря, важнее творческий процесс или конечный результат, умение выразить свое собственное мнение и отношение к музыке или количество конкурсных произведений, выученных ребенком.

На основе ответов на эти вопросы и определяется стиль преподавания, отношение к учебному процессу, выбору программы. Еще один немаловажный аспект – преподаватель обязательно должен обговорить с родителями и ребенком, чего они хотят от музыкальной школы, какими они видят занятия. Что для них важнее – общее музыкальное развитие, участие в концертах, мероприятиях, и как результат – ребенок становится общительнее, свободнее.
Или, возможно, профессиональная карьера – поступление в высшие музыкальные учебные заведения, а для этого необходимы участие и победы в конкурсах.

Исходя из этого, вырисовываются конкретные задачи.

Преподаватели первой группы могут выбрать более медленный темп обучения, больше времени уделять пению и творческому процессу – сочинению и подбору мелодий, слушанию музыки и выработке личного отношения к произведению. Таким учителям важен процесс, доброжелательные отношения в общении, комфорт ученика в школе, желание привить ребенку любовь к музыке и самостоятельным занятиям, развить задатки творческих способностей, выработать уверенность в себе и своих силах.

У преподавателей, ориентированных на результат, есть конкретная цель и четкий подход к достижению этой цели. В работе вырабатываются конкретные навыки, которые важны для исполнителей, произведения подбираются с учетом концертных и конкурсных требований. Для таких педагогов оценки, победы в конкурсах – это показатель успеха. Им важен темп в обучении и скорейший результат.

Какие же подводные камни могут попасться на пути у преподавателей и первой, и второй группы?

Педагоги, нацеленные на процесс, могут «застрять» в желании сделать комфортным пребывание ученика в музыкальной школе, и как результат – снижение результативности, отсутствие высоких целей. Единственная цель будет – сдача очередного академического концерта.

Какая же опасность может подстерегать преподавателей, нацеленных на результат?

Выработка техничности, ориентация только на педагогический репертуар, большое количество конкурсных поездок – в результате может пострадать общее музыкальное образование, отсутствие времени на посещение других дисциплин, кроме специальности – все это не способствует формированию гармонично развитой личности учащегося.

Еще нужно помнить, что не бывает только побед в конкурсах, бывают и поражения. А вот как относитесь Вы к проигрышам? А родители, а ученики? И это может превратиться в большую проблему. Если для родителей и учащихся проигрыш — трагедия, то потребуется педагогический талант и чувство такта выработать «противоядие» от поражений, объяснить, что это не самое страшное, что может произойти в жизни, и что работа, целеустремленность, трудолюбие приведут к положительным результатам.
А также, очень важно научить радоваться чужим победам, и анализировать свое выступление – что удалость, что не очень, над чем нужно работать в дальнейшем.

Все эти нюансы необходимо учитывать в ходе учебного процесса и помнить: все хорошо в меру. Ни в коем случае не руководствоваться поговоркой: цель оправдывает средства.

Выработка концепции требует времени, зачастую проходит несколько лет, чтобы определиться, какие конкретные задачи ставит преподаватель для себя в учебном процессе, что более важно для него. Со временем взгляды могут поменяться, что-то конкретизируется или усовершенствуется, главное, чтобы в работе не было застоя.

Хорошо, если преподавателю работа не в тягость. Помните поговорку: «найди для себя любимую работу, и тебе больше никогда не придется работать».

Хорошо, когда в работе преподавателя царит гармония: доброжелательные отношения с родителями, взаимопонимание с учеником, а гармония эта – следствие преподавательской концепции и понимания того, что:

  • — занятия музыкой должны доставлять удовольствие, а не страх и неприятие
  • — каждый ребенок – личность, к каждому ребенку необходим индивидуальный подход
  • — задача преподавателя – развитие творческих способностей и возможностей ученика.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вокал в музыкальной школе, Блог Ирины Анищенко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: