Характеристика ученика музыкальной школы
Преподаватель музыкальной школы в конце учебного года должен составить характеристику каждого ученика своего класса. Как пишется характеристика, можно прочесть здесь. Сегодня я приведу примеры и дам образцы характеристик, чтобы помочь своим коллегам в методической работе.
Что же такое характеристика?
Это документ, в котором дается оценка деловых и моральных качеств человека. Есть характеристики производственные, аттестационные, для поступления в учебные заведения.
В музыкальной школе пишутся характеристики как результат учебного года и заполняются в индивидуальных планах ученика. А также по окончанию обучения в журнале выпускных экзаменов указывается программа, которую ученик исполнял на выпускном экзамене, выставляется оценка за выступление и пишется краткая характеристика, в которой указывается уровень музыкальных способностей, деловые и человеческие качества, работоспособность, отношение к занятиям, результативность обучения в школе.
О том, нужно ли писать характеристики, зачем и кому это необходимо, мы дискутировать не будем. Есть прописанные обязанности, которые преподавателю следует выполнять.
.
Образцы характеристики
— У ученика хорошие музыкальные данные, активно реагирует на настроение музыки, занимается с интересом, умеет работать в классе и дома.
Эмоционален, наизусть учит быстро, к детальной работе проявляет интерес.
Мышление цепкое, развита комплексная память. Ученик дисциплинирован, контактен. Контроль родителей постоянный.
На протяжении учебного года работали над точностью интонирования, выразительностью исполнения, выработкой навыков певческого дыхания.
.
— У ученицы средние музыкальные данные — не стойкое чувство ритма, дезорганизация звуковысотного слуха.
Память цепкая, больше развита зрительная память. К занятиям относится с интересом. Дома работает старательно, на уроках активна, внимательна, замечаниям преподавателя.
.
— Трудолюбива и дисциплинирована. Достигла хороших результатов в учебном году – начала выступать в школьных и городских концертах. Умеет донести слушателям содержание выученной пьесы, чувствует характер и стиль произведения.
Работали над расширением диапазона, выработкой мягкой и твердой атаки звука, приобретением навыков сферического звука.
.
— Ученица сдержанная и не эмоциональная, но старательная.
Улучшилось качество звукоизвлечения, начинает проявляться кантилена. Стала слышать и контролировать свое исполнение. Последние выступления проходили более уверенно, без лишнего сценического волнения.
К занятиям готовится основательно.
На протяжении учебного года большое внимание уделяли укреплению певческого дыхания, работе над дикцией – орфоэпии и артикуляции, четкости и осмысленности произношения. В работе применяли скороговорки, упражнения и распевки. Работали над выработкой контрастной динамики.
.
— Ученица учится старательно, легко усваивает музыкальный материал. Диапазон — (указать диапазон). Устойчивая интонация. Голос мягкий, прозрачный, подвижный. Звучанию присуще головное резонирование и природное вибрато. В учебном году вели работу над выравниванием звучания гласных на протяжении всего диапазона, выработкой близкой позиции в пении, приобретением дикционных навыков и навыков четкой и ясной артикуляции.
Имеет не плохой музыкальный слух, дикция – четкая. Развито образное мышление. Вокальные упражнения и песни исполняет выразительно и уверенно. С интересом воспринимает новый музыкальный материал. У ученицы хорошие оценки по другим музыкальным дисциплинам.
Большое внимание уделяли работе с техническими средствами — пению с микрофоном, записи звучания голоса с последующим прослушиванием и анализом исполнения.
Родители поддерживают и поощряют обучение дочки в музыкальной школе.
.
— Ученица учится не старательно. Диапазон небольшой: c – d2, интонация не устойчивая, голос сипловатый, тихий, присуща твердая атака. В учебном году вели работу над развитием мягкой атаки звука, выработкой близкой и высокой позиции. Музыкальный материал запоминает хорошо, но исполняет не уверенно и не эмоционально. Уверенно ощущает себя в ансамблевом пении. Самостоятельно умеет разобрать вокальное произведение. Имеет средние оценки по другим музыкальным предметам.
Ученице не хватает работоспособности, собранности, поэтому у нее много незакрепленных знаний и навыков в сольном пении.
— Ученица занимается с желанием и заинтересованностью, быстро усваивает музыкальный материал. Диапазон в пределах полутора октав. Устойчивая интонация, четкая дикция. Голос легкий, звонкий, прозрачный.
Звучанию голоса присуще головное резонирование.
В учебном году вели работу над округлостью гласных звуков и правильным произношением согласных звуков, а также над исправлением гнусавого е звучания голоса с помощью упражнений, направленных на освобождение и раскрепощение органов певческого аппарата
На концертных выступлениях ученица эмоциональна и артистична.
Родители проявляют активное участие в творческом развитии ребенка.
— Ученица способна адекватно оценить свое выступление и выступление других исполнителей. Осознанно исправляет дефекты звучания голоса. На уроках внимательна, инициативна, работоспособна.
Демонстрирует развитую исполнительскую культуру. Голос подвижный, тембрально окрашен, пение в высокой вокальной позиции.
Выразительная вокальная речь, умелое владение фразировкой.
Продолжали работу над овладением технических навыков и расширением диапазона, пением на опоре, легкостью исполнения в быстром темпе.
— Ученица старательно и целенаправленно продолжает работу над совершенствованием своих вокальных и музыкальных способностей.
Ученица владеет навыками исполнения мелизмов, умело импровизирует.
Отношение к обучению позитивное. Занятия не пропускает. Демонстрирует высокую сценическую и художественно-исполнительскую культуру.
— Ученица умеет работать самостоятельно. Качественно готовит домашние задания. С заинтересованностью изучает новый музыкальный материал. Развито чувство ритма и образное мышление. Старательная, дисциплинированная, настойчивая.
.
Вот такие примеры-образцы, которые можно взять за основу при написании характеристик учеников в музыкальной школе. Перечень разделов характеристики можно узнать в этой статье.
Думаю, эта статья будет очень кстати – скоро начнется учебный год, и у преподавателей музыкальной школы будет масса забот и хлопот.
Уважаемые коллеги! Не забудьте поделиться информацией с друзьями в социальных сетях – нажмите на кнопочки слева от статьи.
PS И еще… Материалы можно скачивать и пользоваться ими в своей работе – пожалуйста. Но выставлять от своего имени на своих же сайтах без указания активной ссылки на первоисточник – это, мягко говоря, не совсем этично. А если точнее выразиться, то это воровство контента.
Поэтому, размещение материалов данного сайта на других ресурсах разрешается только с указанием активной ссылки http://vocalmuzshcola.ru/
Благодарю за понимание
С уважением, Ирина Анищенко
.
Класс! Спасибо за образцы характеристик. Да, в конце года обычно такая ситуация. Сидишь с личным делом ученика и сочиняешь эту самую характеристику, а рядом лежит еще 17 таких же личных дел. И процесс растягивается на 3-4 дня. Хоть у меня и другая специализация, но обязательно воспользуюсь образцами.
Спасибо, Дмитрий, за комментарий. Рада, что смогла помочь. Проблемы у преподавателей одни и те же — и творчеством заниматься, и отчеты составлять — другого не дано
Добрый день. А что делать родителям, если школа дала характеристику ребенку занявшему первые места в городском конкурсе и в региональном, что он не успевает по инструменту, т.к. занимается еще в «кружке по фото и петь ему охота»? Как бороться с непрофессиональной характеристикой, написанной, чтобы отомстить ребенку?
Марина, добрый день!
Марина, Вы затронули очень важную тему. Судя по комментарию, сложившаяся ситуация Вас тревожит. Сейчас я уезжаю на работу и поэтому не хочется давать отписку в двух словах. Но эту тему мы разберем с Вами подробно, тем более, что вопрос волнует многих родителей, да и среди преподавателей постоянно ведутся споры — участие в конкурсах и выполнение программы — как все соотнести.
До встречи в следующем сообщении
Марина, я выполнила обещание — написала статью — ответ на Ваш комментарий.
Статья называется «Непрофессиональная характеристика» в рубрике «Советы родителям».
Успешного Вам воспитания юного музыканта.
Здравствуйте! Я молодой начинающий преподаватель в музыкальной школе. Статья написана очень подробно и познавательно! Большое спасибо!
Светлана! Спасибо за комментарий! Для меня очень важна обратная связь от читателей.
Спасибо за Ваши образцы. Хоть и работаю в школе давно, а при написании характеристик в конце года всегда впадаю в ступор Так,что ваши «шпаргалочки» очень помогли
Рада была помочь, Светлана. Спасибо за комментарий!
Добрый день, ахарактеристику на поступающего в колледж после ДШИ, как писать?
Виктор, ваш комментарий, почему-то попал в спам, только сейчас его увидела. В Украине не требуются характеристики для поступления в колледж. Мы пишем только краткую характеристику в протоколы выпускных экзаменов, куда записывается программа — что ученик исполнял на выпускном экзамене. Так что, думаю, так же, как и обычная характеристика, но более общая, не так подробно, как пишут преподаватели в конце каждого учебного года. И указать успеваемость по всем предметам, а не только по специальности.
Ирина, огромное спасибо за статью. Всё разложили «по полочкам», очень удобно и грамотно. Обязательно воспользуюсь структурой характеристики. Творческих Вам успехов!
Мария, спасибо за отклик, за ваше неравнодушие. Такие комментарии окрыляют. В скором времени выставлю подарок моим читателям — технические упражнения для юных вокалистов. Уже почти готовы материалы.Заходите, буду делиться своими наработками.
Конечно. Я присоединяюсь ко всему выше сказанному. Давайте обсудим этот вопрос.
Сойдет!