Поездка на очередной конкурс. Новые победы, новые волнения и переживания.
И опять сам себе задаешь вопрос – а нужны ли конкурсы детям, преподавателям?
Если победы – все скажут: ДА, нужны. А если поражение, то мнение может быть другое.
Кто-то из древних мудрецов говорил: «У победы много родителей. Поражение – всегда сирота».
Если ответ – да, конкурсы нужны, тогда возникает вопрос – с какого возраста желательно начинать ездить по творческим соревнованиям?
Каков возраст участников?
Одни преподаватели придерживаются мнения, что детей нужно как можно раньше задействовать в конкурсной деятельности. Дети постепенно привыкают к сцене, приобретают опыт. Опыт-то они приобретают, но петь, если это вокальный конкурс, еще не умеют. Пока ребенок маленький, все им умиляются, вышел на сцену с микрофоном – уже герой.
А комиссии нужно оценить выступление. И если ребенок получил диплом участника, а не лауреата, то, возможно, он ничего и не поймет.
Но вот родители! Если реакция адекватная – они порадуются вместе с ребенком его выступлениям. Но может быть и другая ситуация, когда родители, да и преподаватели начинают сравнивать выступления других детей, сомневаться в честности и компетентности жюри. И это не может не сказаться на ребенке, который, возможно, и не понимает, что происходит, но чувствует, однозначно!
Просто преподавателям и родителям нужно понимать, что оценивание конкурсных, да и любых концертных выступлений – это субъективное мнение, даже если члены комиссии – профессионалы с большой буквы. И, отправляясь на такое мероприятие, нужно настраиваться на игру.
Как сказала бабушка одной моей ученицы, занявшей в Республиканском конкурсе только лишь третье место: «Ну не корову же ты ехала выигрывать!». Мне очень понравилось выражение, да и настрой бабушки. Она сама учитель и прекрасно понимает и чувства ребенка, который боится, что его сравнивают с другими, с теми, кто получил первое место. И понимает, что конкурсанта нужно подбодрить, похвалить. Потому что – выступление, а тем более конкурсное – всегда волнение.
И если родные поддерживает начинания ребенка, это помогает сплотить семью, так как они делают одно дело, у них единые устремления – подготовка к конкурсу и движение к победе, ведь никто не хочет проигрывать. И все едут на конкурс побеждать.
Но для некоторых детей конкурс может быть стрессом. И поэтому очень аккуратно нужно подходить к вопросу – отправлять ли ребенка на конкурс, или лучше иметь крепкую нервную систему?
Победить нельзя выиграть!
Но с другой стороны – сейчас вся наша жизнь – это конкурс, борьба, всевозможные кастинги и отборы, умение представить себя в лучшем свете. И если ребенок прошел школу конкурсных выступлений, ему не страшны никакие жизненные экзамены и отборы.
По крайней мере, у него уже есть опыт. И опыт не только побед, потому что не бывает выступлений только с получением Гран-При и Лауреатских званий. Когда-то возможны и поражения – из-за плохого самочувствия, нездоровья, плохой погоды, которая может повлиять на звучание голоса.
Это может быть излишне нервное состояние, чувство неуверенности, не очень подходящий репертуар. Или туфли, которые жмут. А, возможно, шпильки в прическе, которые впиваются в кожу головы. Сколько же может быть мелких причин, все из которых и не предусмотришь!
Но нужно помнить поговорку: «За битого двух небитых дают». И относиться к проигрышу философски. А еще лучше – кайфофать от своего выступления, получать радость от возможности выступать на сцене, перед профессиональным жюри, дарить свое мастерство слушателям. Это самый правильный настрой, который должны поддерживать в ребенке-конкурсанте и преподаватели, и семья.
Зачем детям участвовать в конкурсах?
— Конкурсы вызовут интерес к обучению: смена обстановки, творческая атмосфера, целеустремленное окружение – все это подтолкнет ребенка к плодотворной работе, ведь для выступления нужно не только подготовить произведения, но и исполнять их в совершенстве. Ученика увлекает процесс обучения, ему уже нравится выступать.
— Конкурсы открывают для ученика новые возможности – проявить свой талант и творческие способности.
— Дух творческого соревнования закалит ребенка, если начинать выступать, как можно раньше, когда у ребенка еще не проявился сценический страх, когда он все воспринимает как само собой разумеющееся, и все вызывает у него интерес.
— Ученика увлекают состязания, ему хочется быть лучше других, а это можно использовать в процессе, когда ставится определенная цель – подготовка к намеченному конкурсу. А достижение цели – победа. Но, если, вдруг, победы не будет, то не относиться к этому как к поражению. Участие – это уже победа. Победа над собой, победа по сравнению с теми, кто не участвует в таких мероприятиях. И это – уже успех!
— Победы, да и просто участие в конкурсах, помогают поверить ребенку в свои возможности, стать более свободным, раскрепощенным, чувствовать себя спокойнее и естественнее в нашей сложной жизни.
— У наших детей огромная нагрузка. А если еще и участие в конкурсах, то все эти подготовки, поездки отнимают много времени и сил. Но, ребенок начинает ценить время, он становится более организованным, и, на удивление, успевает больше, чем те дети, которые кроме как общеобразовательной школой ничем не занимаются.
— От конкурса к конкурсу у детей совершенствуется профессиональная подготовка, и преподаватели более требовательно подходят к выбору репертуара, учитывая
возросшие возможности учеников — как технические, так и художественные.
Зачем педагогу участие в конкурсах?
— Вместе с профессионализмом ученика растет и мастерство преподавателя. Ведь обучение талантливого ребенка требует больших усилий, это очень ответственно. Но именно в этом педагоги и видят свой смысл. А работа с настойчивыми и способными детьми приносит вдохновение и желание творить, тратить свое свободное время на поездки и на подготовку учеников к конкурсам.
И поэтому, участие в конкурсах – благо для ребенка. И ради этого блага нужно действовать в содружестве: преподаватель – ученик – семья. Только в таком тандеме и будет положительный результат для всех!