Учимся слушать музыку

ансамбль-скрипачей

 Музыка – это океан страстей и эмоций. Музыка – прекрасна и удивительна!

Представьте на минуту: музыка исчезла! И жизнь людей стала сразу обыденной и серой.

Влияние музыки на человека нельзя переоценить. Музыка властвует и покоряет людей.

Музыка всегда с нами – и в радости, и в печали. Иногда невозможно передать словами чувства и эмоции, и тогда приходит музыка. Она сильнее каких-либо слов.

 

Но порой музыки становится очень много в нашей жизни, она звучит повсюду и становится просто фоном.

И вот тогда нужно вспомнить, что музыка рождается в тишине, и научиться слышать музыку тишины: капли дождя, шелест листьев, пение птиц или пробуждение рассвета.

 

Музыкальный мир не знает границ, он охватывает все исторические эпохи и разные слои общества. Каждый народ имеет свои музыкальные традиции и свои народные истоки. Благодаря разнообразной музыке различных эпох и народов, современный человек становится внутренне богаче.

Мы слушаем и восхищаемся классической музыкой, которая не меркнет в современном мире: музыка Баха и Моцарта, Вивальди и Чайковского не теряет своей красоты и актуальности. Каждый раз, слушая классиков, мы убеждаемся, что их чувства и мысли созвучны нашим устремлениям и нашим переживаниям, и понимаем, что классическая музыка не стареет, она увлекает и захватывает наши сердца и наши души.

 

А на вопрос, какая музыка нужна человеку, однозначно можно ответить: хорошая! Нужна и серьезная музыка – симфонии, оперы, и легкая – эстрадные песни или танцевальные мелодии.
Главное, чтобы в музыке отражались чувства и устремления человека.

Но чтобы наслаждаться классикой, нужно научиться слушать и понимать музыку. То есть, нужна определенная внутренняя подготовка, чтобы прочувствовать красоту музыки, гармонии и богатство сложных созвучий. А потому необходимо слушать классическую музыку постоянно и приучать себя к постижению качественной музыки.

 

Возможно, придется несколько раз прослушать произведение, вникая в смысл и привыкая к звучанию. И постепенно неясность и хаотичность обретет ясность, логику. Постепенно переходя от простого для восприятия произведения к сложному произведению, можно развивать слух и научиться слушать и слышать музыку.

Как ребенок, научившийся читать, расширяет свой кругозор и постигает знания, заложенные в печатных изданиях, так и слушатель постепенно овладевает умением слушать музыку.

 

Чтобы понять смысл произведения, нужно осознавать, что музыка отличается от других видов искусства. Музыка обращается к чувствам и настроениям слушателей. Ее выразительные средства не так наглядны, как в кино, театре, живописи, и отражают реальность иначе, чем другие виды искусства. Композитор превращает свои настроения, чувства, мысли, видение мира в звуки и в нотную запись. А исполнитель воспроизводит нотные знаки, превращает их в мир музыкальных образов и будит у слушателя определенные мысли и чувства.

 

Музыка с огромной силой передает настроения радости или горя, ликования или драматизма, которые, порой, трудно передать словесным языком. Музыка с помощью музыкальных образов передает и воспроизводит картины внешнего мира. У Глинки в «Попутной песне» мы слышим движение поезда, в романсе Алябьева – пение соловья, у Чайковского в пьесе «На тройке» — перезвон бубенцов. В музыке мы можем представить движение – приближающееся и удаляющееся. Передается это с помощью динамики – усиливающейся, а затем затухающей. Мы можем распознать в музыке светлые, радостные тона, грусть, печаль или тревогу, грандиозность, мощь или сказочность образов.

 

Однако, музыка не так конкретна, как, например, живопись. Музыка передает душевное состояние, чувства и эмоции. При звучании одного и того же произведения, у слушателей будут возникать разные зрительные ассоциации, но настроения восприятия будут едиными для всех. Особенно слушая инструментальную музыку, не имеющую конкретного названия. В этом и вся прелесть музыки: она развивает нашу фантазию и превращает слушателя в активного участника творческого процесса.

 

А еще постоянное слушание классической музыки развивает музыкальную память и слух, внимание, воображение и мышление. Для начала нужно научиться определять песню, танец, марш; характер и темп, форму произведения, динамику. Со временем эмоциональная отзывчивость на музыку углубляется и появляется осмысленное восприятие. Обязательное условие для развития осмысленного восприятия – сосредоточенность слухового внимания – ни на что не отвлекаться, думать только о звучащем произведении. И тогда можно прочувствовать и осмыслить музыкальное произведение.

 

Есть выражение — «музыка рождается в тишине». Тишина – необходимое условие для того, чтобы сосредоточиться на прослушивании музыкального произведения.

 

Второе условие – качественное исполнение произведения и качественная звуковоспроизводящая аппаратура.

А еще хорошо бы во время прослушивания следить за звучащей музыкой по нотному тексту.

И, конечно же, начинать необходимо с прослушивания небольших произведений вокальной, программной инструментальной, театральной музыки. Их легче воспринимать, благодаря конкретному образному содержанию. И лишь затем можно переходить к более сложным и продолжительным по звучанию произведениям.

Очень важна предварительная эмоциональная подготовка к слушанию: должен быть интерес к произведению и желание познакомиться с ним.
Необходимы сведения о произведении, композиторе, история создания, содержание произведения. А после ознакомления и первого прослушивания можно проанализировать произведение, определить форму, средства музыкальной выразительности.

Использование наглядных пособий – репродукций, фото, слайдов – помогут понять музыку. А словесное описание подготовит внимание и вызовет эмоциональное состояние, соответствующее содержанию музыки.

 

Благодаря таким занятиям, последовательным и постоянным, можно научиться слушать и понимать музыку.

 

 

 

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Вокал в музыкальной школе