Подготовка к выступлению. Упражнения

Подготовиться к выступлению помогут упражнения для дыхания, динамики, расширения диапазона, выносливости голоса и активизации артикуляционного аппарата.

Подготовка к выступлению
Тренировать голос для подготовки к выступлению необходимо постоянно. Лучше, конечно же, заниматься ежедневно, и желательно, утром. Как человек занимается утренней зарядкой для поддержания своего физического состояния, так и специальные упражнения помогут подготовиться к выступлению. А голосовой аппарат на протяжении дня будет пригодным для профессиональной деятельности – пению, чтению лекций, ведению вебинаров.
Работа над голосом по подготовке к выступлению включает в себя развитие дыхания, силы звука, расширение диапазона, протяженности, гибкости и подвижности, а также выносливости голоса, активизация артикуляционного аппарата. При подготовке к выступлению хорошо позаниматься скороговорками. Проговаривать их нужно активно, четко, сначала в медленном темпе, затем постепенно увеличивая темп и повторяя скороговорку три – пять раз на одном дыхании.

Подготовку к выступлению можно разделить на следующие этапы:

  • — процесс фонации, когда формируются специальные навыки и задействован голосовой аппарат
  • — теоретический процесс: разбор произведения, стиля, эпохи написания произведения, изучение текста, работа над артикуляцией и дикцией

О постановке голоса мы говорили в одной из статей, разбирали отличия поставленного голоса. Проконтролировать свой голос, узнать, как воспринимают его окружающие, можно, прослушав запись своего голоса на компьютере, магнитофоне, телефоне, диктофоне. Это необходимо делать, так как мы слышим себя не так, как окружающие: звучание голоса воздействует на наш слух не только извне, но и изнутри.

Для певца, лектора, преподавателя очень важна активная артикуляция. Готовясь к выступлению, нужно помнить о работе над артикуляцией. Это тренировка для выработки свободы артикуляционного аппарата – многочисленные повторы отдельных движений, пока они не станут естественными и комфортными.
При подготовке к выступлению помним так же и о дикции. С помощью дикции выступающий доносит до слушателя текстовое содержание. Культура дикции, орфоэпия и логика речи – составные части дикции.

.
Культура – это знание и применение правил логики речи и орфоэпии. Орфоэпия – правильное литературное произношение. Логика речи – донесение до слушателя смысла содержания. А для этого необходимо выделять главные, более важные слова.
Дикция подразумевает качественное проговаривание звуков и слов – четкое и внятное. Для хорошей дикции нужна правильная артикуляция – очертание рта при формировании звуков. Рот должен быть свободным, а нижняя челюсть – подвижной.

Разберем несколько упражнений

Упражнения  помогут  нам подготовиться к выступлению.
Становимся ровно, плечи не поднимаем, смотрим прямо перед собой.

1. – Спокойно и глубоко дышим. Это упражнение поможет снять волнение перед выступлением. Вдох – носом, выдох – ртом. Контролируем плечи, они не должны подниматься. Поднятые плечи говорят о том, что перед нами начинающий вокалист. Или человек, который не умеет правильно пользоваться дыханием. Если поднимаются плечи, это значит, что дыхание поверхностное, воздухом заполняются только верхушки легких. Такого дыхания может быть не достаточно для пропевания или проговаривания фразы.

2. – Сделайте несколько энергичных вдохов и выдохов. Вдох – носом, выдох – ртом. При этом передняя стенка живота идет на вдохе вперед, а при выдохе возвращается в первоначальное положение. Перед выполнением и первого, и второго упражнения следует сделать полный выдох, чтобы удалить весь воздух из легких, и тем самым подготовить дыхательный аппарат для качественного выполнения упражнения.

Дыхательные упражнения, выполненные перед выступлением, помогут активизировать дыхательный аппарат и органы звукообразования.

3. – «Вежливый зевок». Представьте, что вы хотите зевнуть, но вокруг – люди. И поэтому зеваем с закрытым ртом и сомкнутыми губами. Ощутите, как активно при зевке поднимается мягкое нёбо.
Что это такое, и где находится мягкое нёбо, читайте в этой статье.

Во время выступления мягкое нёбо должно быть в активном состоянии, то есть, приподнято. Благодаря этому состоянию, звуки будут округлыми и тембрально окрашенными.

.
4. – Зевок на выдохе. Делаем предыдущее упражнение. Выдох озвучиваем долгим «ааааа». При этом потянитесь, сделайте полный вдох и долгий выдох, ровный и без толчков. Благодаря этому упражнению, речь будет плавной и объемной. Представьте, как звучание заполняет ваше тело от головы до нижних ребер и выходит через широкое свободное горло. Звуки приобретут такую же форму – округлую, и будут литься свободно и широко. Благодаря упражнению, гласные наполнятся звуком, и речь станет напевной и музыкальной, гласные будут звучать ровно, в единой манере.
Важный момент. В статье мы разбирали фазы певческого дыхания, и чем певческое дыхание отличается от речевого. Для выступающего важно, чтобы его речь была вокализированной, то есть имела протяженность гласных, а также была внятной и выразительной. Перенесите три фазы певческого дыхания на речевое дыхание, то есть после вдоха сделайте небольшую задержку дыхания. Это поможет подготовить и активизировать звукообразующий аппарат.

.
5. – «Поцокайте» кончиком языка по твердому нёбу. Кончик языка острый, не прилипает к нёбу. При выполнении упражнения меняем положение губ: собрать губы вперед в трубочку, затем растянуть уголки рта. Контролируйте, как меняется высота звука при цоканье. Представьте нёбо, по которому ударяет кончик языка. Оно высокое, как купол парашюта. Это упражнение придаст вашему голосу объем.

.
6. – Работа у зеркала. Погримасничайте, активизируйте губы и мышцы лица. Когда привыкните к своему отображению в зеркале, появится сценическая свобода. Поэтому  чаще работайте у зеркала.

7. – Улыбнитесь своему отображению в зеркале. Улыбка на лице сможет передаться улыбке в речи. Выступление

.

– «Немая рыба». Для активизации и выработки свободы нижней челюсти открывайте и закрывайте рот. Нижняя челюсть свободно опускается. Лицо при этом спокойное, без гримас. Контролируйте выражение лица, глядя в зеркало. Потом будет легче воспроизвести упражнение по памяти, представляя свое изображение в зеркале.

.
9– Если вы готовитесь к выступлению, запишите текст. Подключится зрительная память, и вам легче потом будет выступать, не подглядывая в записи. Обязательно готовьтесь, читая вслух текст выступления.

.
10 – Очень полезно почитать стихи, и обязательно вслух. Почитайте перед зеркалом, расскажите текст выступления своему отображению. Контролируйте выражение лица, глаз, послушайте свою речь – насколько она выразительно и логично изложена. Помните, звуки – это не то, что мы извлекаем, а то, что звучит в зале, где присутствуют слушатели. Поэтому старайтесь посылать звук в зал, к слушателям.

.
11 – Перед произношением любой фразы обязательно берите дыхание. Мы говорим на выдохе, но чтобы был выдох, нужно взять вдох. Дыхание необходимо для звучности и выразительности голоса. Дыхание мы обязательно берем и на знаках препинания. Брать дыхание нужно бесшумно, а для этого
— перед взятием дыхания рот должен быть уже приоткрытым и губы разомкнуты, чтобы не получалось лишних призвуков
— а закрывать рот нужно только после того, как закончим говорить фразу, чтобы не было в конце фразы нисходящей интонации и «проглатывания» окончаний. Чтобы были понятны окончания слов, произносите их активно, подчеркнуто. Вялое же произношение, без движения в фразах приводит к затягиванию темпа, и ваше выступление будет нудным и не интересным.

.
12 – Попробуйте отдельные фразы из вашего выступления пропеть на разной высоте и в разном характере – грустно, весело, задумчиво, радостно. Это позволит разнообразить характер вашей речи и сделать ее гибкой и пластичной.

.
13 – Чтобы не говорить монотонно, однообразным голосом, попробуйте изобразить кукушку. «Ку-ку» — произнесите на высоких звуках, но слоги спойте напевно.

.
Вот такие упражнения для подготовки голоса к выступлению. Применяйте их, работайте постоянно, а не только перед выступлением. И вы заметите, как голос стал более насыщенным, мелодичным и убедительным.

.
Успехов в подготовке к выступлению!

С уважением, Ирина Анищенко

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вокал в музыкальной школе, Блог Ирины Анищенко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: