Дикционные упражнения

Дикционные упражнения
Вокальное произведение представляет собой соединение музыки и литературного текста. С одной стороны, содержание такого произведения легче понять благодаря словам. А с другой стороны – у исполнителя появляются дополнительные сложности в плане передачи содержания произведения.

У певца должна быть четкая правильная речь и профессиональная дикция. Над дикцией необходимо постоянно работать. Для этого есть определенные упражнения, выполнение которых поможет улучшить дикцию. О произношении согласных и гласных звуков мы уже говорили в предыдущих статьях.

Сегодня разберем упражнения, состоящие из сочетаний согласных и гласных звуков.
Но прежде всего, следует отработать артикуляцию гласных и согласных звуков – отдельно каждого звука. Выполнять упражнения нужно перед зеркалом. В каждом классе вокала должны быть зеркала. Во-первых, когда начинающие вокалисты привыкнут к своему отображению в зеркале, они меньше будут волноваться на сцене. Во-вторых, учащиеся учатся контролировать артикуляцию, благодаря чему обучение вокалу будет продвигаться быстрее.

Для начала нужно отработать отдельные гласные, а затем сочетание гласных звуков:
А – Э – И – О – У
Чередование гласных может быть в разной последовательности:
И – Э – А – О – У – Ы
О – У – А – И – Ы – Э

Артикуляция проверяется для начала беззвучно – очертание губ, положение языка, свободная нижняя челюсть. Потом добавляется голос. В начале после каждого гласного делается цезура (остановка), потом упражнение произносится на одном выдохе. Темп упражнения спокойный. Динамика – умеренная, в диапазоне избегаем крайних звуков. Цель упражнения – освобождение от зажимов, мышечного напряжения.

ЗВУК АПри отработке звука «А» нижняя челюсть опускается, язык не должен подниматься «горбиком». Важно, чтобы при произношении звука «А» голос не звучал напряженно и открыто (так называемый «белый звук»). Чтобы этого не происходило, нужно не открывать слишком широко рот, очертание рта (артикуляцию) приблизить к произношению звука «О».

ЗВУК О

 

На звуке «О» губы округляются, челюсть опускается меньше, чем на звуке «А».

 

ЗВУК У

 

При произношении звука «У» губы вытягиваются в трубочку вперед. Губы слегка приоткрыты.

 

ЗВУК Э

 

При произношении звука «Э» нижняя челюсть менее опущена, чем при произношении «А» и «О». И рот открывается не так широко, как при произношении «А» и «О». Язык округляется передней частью, а кончик языка опускается.

 

ЗВУК И

 

При произношении звука «И» язык подается вверх и вперед, уголки губ слегка растянуты. Расстояние между зубами минимальное.

 

Сочетание согласных с гласными звуками

Полезно начинать упражнения с «мычания».
1.   На спокойном протяжном выдохе произносим закрытым ртом:

М-М-М-М-М-М…

Избегаем крайних звуков диапазона, динамика – средняя. Зубы не сцепляем, губы плотно не сжимаем, чтобы не было звона на губах. Это упражнение помогает в выработке точной интонации. Во время пения закрытым ртом на звук «ммм» мягкое нёбо приподнимается и становится подвижным. Начинающим вокалистам важно понять, что такое петь на «зевке», и ощутить приподнятое мягкое нёбо.
После работы над звуком «МММММ» присоединяем к звуку «м» гласные

2.   На энергичном выдохе призывно произносим отдельно каждый слог:

Ма! Мэ! Ми! Мо! Му! Мы!

3.   Повторяем каждый слог из предыдущего упражнения по восемь раз, подчеркиваем первый слог:

Мамамамамамамама
Мэмэмэмэмэмэмэмэ
Мимимимимимимими
Момомомомомомомо
Мумумумумумумуму
Мымымымымымымымы

4.    Усложняем предыдущее упражнение, добавляем в конце слога согласный звук:
Манн — Мэнн – Минн – Монн – Мунн – Мынн
Мамм – Мэмм – Мимм – Момм – Мумм – Мымм

Звук ю

я

Звук е5.    Добавляем йотированные гласные:  ё
Мя = мйа, Мё = мйо, Мю = мйу, Ме = мйэ

Произносим так, как написано: согласный звук «М», затем «Й» и добавляем гласный «А». Согласный звук и звук «й» произносим коротко, а гласный « А» – долго, протяжно.

6.    Во всех предыдущих упражнениях (1-5) заменяем согласный звук «М» на согласный «Н» и повторяем упражнения 1-5
7.    Аналогично заменяем звук «М» на согласный «Л» и повторяем упражнения 1-5
8.   Заменяем согласный звук «М» на согласный звук «Р» и повторяем упражнения 1-5. Помните, звук «Р» нужно произносить раскатисто. Например, РРаРР, РРоРР
9.   Заменяем согласный звук из 1-5 упражнений на звук «В» и повторяем эти упражнения
10.   Заменяем согласный «М» из упражнений 1-5 на звук «Ф» и повторяем эти упражнения

Работа над парными согласными:

ПАРНЫЕ-СОГЛАСНЫЕ
1.   Активно произносим, чередуя звуки — п-б, б-п, п-б, б-п.
Звуки короткие, без лишних призвуков

2.  Перечисляем слоги:

пи, пэ, па, по, пу
би, бэ, ба, бо, бу
Звук «б» — звонкий, взрывной

3.  В конце слогов добавляем согласный звук:
пип, пэп, пап, поп, пуп
биб, бэб, баб, боб, буб
В конце слога произносить звук «б» звонко, не заменяя его звуком «п»

4.  Работаем над парными согласными т-д. Повторяем упражнения 1-4 , заменяя согласные п-б на согласные звуки т-д
5.  Работаем над парными согласными в-ф. Повторяем упражнения 1-4, заменяя согласные п-б на согласные звуки в-ф
6.  Работаем над парными согласными г-к. Повторяем упражнения 1-4, заменяя согласные п-б на согласные звуки г-к

Работа над свистящими и шипящими согласными

1.  На долгом выдохе тянуть звуки:
с-с-с-с-с-с-
з-з-з-з-з-з
ш-ш-ш-ш-ш
ж-ж-ж-ж-ж-ж
ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц
ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-

2.  Произносим слоги, согласные – короткие:
Са — сэ — си-со-су
За-зэ – зи – зо – зу
Ша –шэ – ши – шо –шу
Жа – жэ – жи – жо – жу
Ца – цэ – ци – цо – цу
Ча – чэ – чи – чо — чу

3.  В конце слога меняем звонкие и глухие звуки. Звонкие согласные не заменяем глухими, они должны звучат твердо и активно
Саз – сэз – сиз – соз – суз
Зас – зэс – зис – зос – зус
Шаж – шэж – шиж – шож – шуж
Жаш – жэш – жиш – жош – жуш

В представленных упражнениях согласные звуки нужно произносить четко и коротко. Артикуляция звуков должна быть подвижной и энергичной.

Вырабатывая навыки правильной дикции, не забывайте также о выразительности и мелодичности речи!

Помните о выражении: голос – ваша визитная карточка. И поэтому найдите время и поработайте над дикцией. А для учащихся-вокалистов дикционные упражнения – обязательная составляющая каждого урока вокала и домашних заданий.

Удачи в работе!

С уважением, Ирина Анищенко

 

 

.

Обсуждение: 9 комментариев

  1. Valerkis:

    Приоткрыв рот помотать головой в разные стороны. Добейтесь расслабления нижней челюсти, соединяя это со звуком.

    Ответить
  2. Павел Дарвай:

    Интересная статья. Думаю будет полезна для любого возраста...

    Ответить
  3. Ирина:

    Спасибо автору за интересную статью. Скажите пожалуйста, как можно подготовить , « разогреть» голос для качественной записи при создании своих видеоуроков.

    Ответить
  4. Ирина, рекомендаций много. В ближайшие дни я их подытожу и напишу статью. Так будет больше пользы

    Ответить
  5. Ирина, написала статью «Подготовка к публичному выступлению». Следующая статья — упражнения конкретно для голоса.

    Ответить
  6. Фандас:

    Ирина, у Вас такой симпатичный и душевный сайт.

    И не только.

    Он еще и полезный.

    Уж что я, старый пень, увлекся извлечением звуков из себя )))

    Буду захаживать, надо отрабатывать дикцию для Ютуба, если еще не окончательно поздно )))

    Спасибо Вам, ухожу с сайта с позитивным настроем!

    Ответить
  7. Спасибо, Фандас, за добрые слова. Ваш комментарий окрылил меня.А по поводу совершенствования дикции — никогда не поздно

    Ответить
  8. Павел Дарвай:

    Ирана, здравствуйте. Мне тоже желательно получить Вашу помощь. Подскажите как правильно выработать голос, для видео и проведения он-лайн мероприятий.

    Ответить
  9. Павел, здравствуйте.

    Советую прочесть статьи:

    goo.gl/syPHl3 Подготовка к публичному выступлению

    goo.gl/RLYYKm Упражнения по подготовке к выступлению

    goo.gl/nw8jMR Логический анализ текста

    Для четкого и внятного произношения нужно проговаривать скороговорки – сначала в медленном темпе с остановками, затем произносить одну скороговорку по несколько раз, постепенно увеличивать темп и проговаривать на одном дыхании. Скороговорок в интернете очень много, если будет необходимость, выложу самые простые, но действенные.

    Чтобы голос не был монотонным, произносить гласные на разной высоте, упражнение «вопрос и ответ» — восходящая и нисходящая интонация, как будто раскачиваемся на качелях.

    И, конечно же, работать над голосом нужно постоянно. Одноразовая акция результата не даст.

    Делайте упражнения из данной статьи.

    Для начала поработайте над тем, что я написала, к примеру, неделю минут по 15 – результат будет обязательно. А затем можно будет продолжить – дам новые упражнения и задания

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Вокал в музыкальной школе