Особенности детского голоса

особенности детского голоса

«Изменения в природе происходят год от года» — поется в замечательной, всем известной песне  Н. Олева и М. Дунаевского.
Но такие изменения происходят не только в природе, но и в человеке. Недаром все живое имеет несколько фаз, их можно сравнить со временами года: весной, летом, осенью и зимой. Вместе с человеком голос тоже проживает несколько периодов: зарождение, формирование, становление, расцвет, угасание. О печальном – угасании голоса – мы не будем говорить в статье. Бывают, конечно же, счастливые случаи, когда в преклонном возрасте голос не утрачивает свежести, яркости и динамики, но это, скорее всего, исключения. Как правило, в этом возрасте голосовые связки становятся менее эластичными и менее подвижными, уплотняются, и как результат, теряют тембральную окраску.
Мы же поговорим о весне и о весеннем многообразии – от таяния снега и первых проталинок, появления зеленых ростков и до буйных красок, когда все цветет и благоухает. А конкретнее, мы разберем «весну» человека – детский и юношеский возраст, поговорим об особенностях детского голоса, и выясним взаимосвязь между особенностями развития детского голоса и состоянием голосового аппарата.

Об особенностях детского голоса

Не случайно в вокальных конкурсах учитываются особенности детского голоса, и участники делятся на возрастные группы. Категории могут слегка варьироваться, но в методической литературе существует следующее подразделение на возрастные группы: 7 — 10, 10 – 13, 13 – 15, 15 – 18. В последние годы, правда, в конкурсах принимают участие совсем юные исполнители от… и до семи лет. Есть, конечно, талантливые дети в этом возрасте, но, в основном, преподаватели стараются пораньше «выпустить» ребенка на сцену, пока у него нет еще сценического страха и волнения, и приучать постепенно к концертной и конкурсной деятельности.

Особенности голоса младшего домутационного возраста

Младшим домутационным возрастом считается возраст от 7 до 10 лет.   

Что же характерно для детского голоса в возрасте от семи до десяти лет?
Этот возраст принято называть младший домутационный возраст. Звучание голосов и у мальчиков, и у девочек в этом возрасте одинаковое – детское.
Ребенок в этом возрасте развивается постепенно, так же развивается и голосовой аппарат ребенка. Бывают в этом возрасте и «гудошники», но в последние годы, по моим наблюдениям, таких детей мало. Однако не только я, но и мои коллеги – преподаватели вокала в музыкальной школе отмечают возросшее число детей с дефектами речи, начиная от едва выраженных дефектов до дефектов явных, например, связанных с неправильным прикусом.

Но мы говорим сегодня о характерных особенностях детского голоса каждого возрастного периода. Так вот, для младшего домутационного возраста 7 – 10 лет характерны легкость в голосе, высокое резонирование и головное звучание. Голосовые связки при пении колеблются только крайними частями, смыкание связок происходит не полностью, в результате чего остается щель между связками в момент образования звука. В голосе нет яркой динамики, и заставлять петь детей громче, как иногда бывает, нельзя.
Диапазон этого возраста – до первой – ре второй октавы, звук неровный, гласные звучат пестро.

Особенности голоса старшего домутационного возраста

Старший домутационный возраст — это возраст от 10 до 13 лет.
В результате правильной вокальной работы с детьми младшего домутационного возраста развивается голосовая мышца. Голосовые связки уже колеблются не только краями, но и срединной частью. Голос приобретает силу благодаря развитию грудной клетки и углубленному дыханию и становится более собранным, насыщенным, компактным. Появляется тембровая окраска в голосе, полетность и звонкость. Голос становится более эластичным и подвижным. К 11 годам в голосе появляется признаки грудного звучания. В возрасте 10 – 13 лет в детских голосах различают регистры: головной, смешанный – центральный, грудной (как и во взрослых голосах).

Особенности голоса мутационного периода

Мутационный период – это возраст от 13 до 15 лет.

Приблизительно с 13 лет начинается бурное изменение детского организма – половое созревание. И это видно невооруженным взглядом: начинают меняться черты лица, дети быстро растут. Происходят резкие изменения и в голосовом аппарате, который тоже старается не отстать от растущего организма. Появляются сип в голосе, звучание становится напряженным и менее ярким, уменьшается диапазон голоса, звучание верхних звуков – крикливое, голос может срываться. Но чаще всего дети вообще не могут петь верхние звуки. Работа ограничивается рабочим диапазоном. Голос становится неуправляемым, возникает желание откашляться, так как голосовые связки набухают, и на них появляется слизь.

Все эти признаки – особенности начинающейся мутации, когда детский организм начинает бурно расти, изменяться и превращаться во взрослый организм. Это так называемый переходный период, когда дети ощущают происходящие изменения в себе, но не понимают, что с ними происходит. Меняется характер и поведение ребенка – он становится или замкнутым, или дерзким. Об особенностях переходного периода необходимо знать и родителям, и преподавателям, чтобы объяснить детям, что этот период – естественный в жизни каждого человека, и его нужно пройти; что в это время ребенок превращается во взрослого человека, и происходят изменения не только анатомические, но и психологические.
В голосе мальчиков этого периода изменения более явные, чем у девочек, как и изменения во внешнем облике, так как организм мальчиков растет и формируется более интенсивно.

Время мутационного периода – начало и продолжительность — в каждом случае индивидуально. Оно может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Причем, если дети начали петь задолго до наступления мутации, то этот период протекает не так явно и проходит быстрее.
В период мутации занятия вокалом не прекращаются, но необходимо соблюдать певческий режим, избегать громкого пения, пения высоких звуков.

Особенности голоса послемутационного периода

Послемутационный период — это период от 16 до 18 лет.
При правильной работе в мутационный период 13 – 15 лет, к 16 годам начинают проявляться характерные черты взрослого голоса. Гортать в это время еще продолжает расти, но голос уже набирает силу и приближается по динамике к звучанию взрослого голоса. Продолжает развиваться дыхательный аппарат. Диапазон в этот период нужно развивать осторожно. Звук должен быть мягкий, без крика, так как связки после мутации еще не окрепшие и нежные.

Окончательно голосовой аппарат, как и человеческий организм, формируется лишь к 20 – 21 году.

Рассмотренные выше периоды – это стадии развития детского голоса. Нужно понимать, что каждый период, и каждый детский голос имеет свои особенности, которые следует учитывать при работе над развитием детского голоса в классе вокала.

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Вокал в музыкальной школе