Петь в маску

 Пение в маску
Вокальная маска

В вокальной практике есть выражение «петь в маску». Что же это такое – вокальная маска, как нужно петь в маску, и для чего мы поем, используя маску?
Слово «маска» итальянского происхождения. Maschera (м,аскера) – маска. Участники карнавалов и костюмированных маскарадов прикрывают верхнюю часть лица масками. То есть, вокальная маска — это верхняя часть лица. Зачем тогда нужно петь именно в верхнюю часть лица – в маску? Да потому, что в этой части лица находятся высокие, головные резонаторы. Мы уже знаем, что образующийся голосовыми связками звук очень тихий. Но благодаря резонаторам – головным и грудным, звук усиливается и приобретает окраску – тембр.
Это теоретически. А как на практике ощутить маску? Давайте возьмем в работу следующие упражнения.

Работа над вокальной маской

1. Открыть не очень широко рот, очертания губ напоминают овал, или очертание буквы О. Обращаем внимание на свободное положение языка, губы – не напряжены, горло – широкое, свободное. Запоминаем эти ощущения, затем прикрываем рот, но губы при этом плотно не смыкаются. Разница лишь в том, что в начале рот открыт, а затем – прикрыт, но ощущения свободы и широкого горла должны остаться. Берем спокойно вдох и на согласном звуке М в среднем диапазоне поем ровно, без толчков. Звук при этом компактный, собранный в пучок и приближенный к передним зубам. И напоминает по звучанию гудок парохода. Если все выполнено правильно, мы ощутим, что звук щекочет верхнюю губу, зубы, и вибрирует переносица. Эта зона лица и есть – маска. Мысленно представляем, что звук проходит сквозь эту зону и направляется вперед, не пропадая, не проваливаясь, звучит ровно и уверенно, как мощный луч маяка. И этот луч не рассеивается в темноте, а прорывает туман и ночь, словно натянутый в небе канат.

2. Часто преподаватели вокала для работы над дыханием применяют ассоциативное упражнение – понюхать и ощутить аромат цветка. Но представьте начинающего вокалиста, выполняющего это упражнение. Когда мы мысленно вдыхаем запах цветка, то обязательно при этом поднимаются плечи, что делать категорически нельзя. По поднимающимся плечам сразу узнаем начинающего певца, не владеющего правильным певческим дыханием. Поднятые плечи выдают ключичное дыхание, когда наполняются воздухом лишь верхушки легких, передняя стенка живота втягивается. Все это создает трудности для звукоизвлечения.

Но это упражнение полезно для выработки ощущений пения в высокой позиции, пения с использованием верхних резонаторов. Давайте вдохнем аромат розы, и мысленно представим, в какие зоны проникает аромат. Это зоны головы, полости носа и рта. Представим, как запах заполняет и увеличивает объемы внутренних полостей головы. Эти ощущения объема следует запомнить. Они должны присутствовать всегда и появляться одновременно с взятием дыхания и в начале пения. Это состояние – высокий певческий купол, а выработанные ощущения – понятие о правильной певческой позиции, понятие «петь на зевке», или, как говорят, на вокальном зевке.

Зев – это зона между мягким нёбом и языком, а во время пения эта зона называется зевок. Ощущение зевка происходит, когда мягкое нёбо приподнимается, гортань опускается и расширяется. Корень языка опущен. Но все это должно происходить на фоне полной свободы. Зевок – ощущение округлости во рту, которое влияет на звук – его качество и тембр. Передняя часть нёба – твердая, это кость, дальняя часть нёба – мягкая. А средняя часть нёба – это так называемый купол.
Мягкое нёбо следует тренировать, чтобы оно было подвижным. Если мягкое нёбо во время пения не поднимается, то звук заглушается. Он идет или в носовую полость – тогда звук гнусавый, носовой. Или ударяется в низко опущенное мягкое нёбо, и звук гаснет, не вылетает изо рта.

«Ощущаем точки две – в животе и в голове» — говорится в одном стихотворении о правильной певческой установке. Две точки – это две опоры, о которых следует постоянно помнить. Нижняя точка – это правильное певческое дыхание, а верхняя точка – это точка, которую мы только что выявили – точка, куда следует посылать дыхание и звук. Это – певческий купол, высоко поднятое нёбо, это певческая маска.

Ощущение купола

Твердое небо начинается от корней верхних зубов. А средняя часть – это купол, как мы уже говорили. Чтобы закрепить ощущения купола и высокого нёба помогут следующие упражнения.

1. Попробуем изобразить бегущую собаку, которой очень жарко. Приоткроем рот, и быстро-быстро подышим. Набираемый воздух будет охлаждать верхнее нёбо. Точка, где ощущается воздух – купол.
При этом нёбо высокое, гортань свободно опущена для увеличения объема полостей и широко открыта, чтобы звук не имел преграды и свободно вылетал из гортани.

2. Всем известное упражнение с горячей картофелиной. Упражнение избитое, трудно представить, что кто-то собрался проглотить целую картофелину, тем более, очень горячую. Но давайте представим на минуту, что картофелина обжигает нам нёбо, и мы хотим ее остудить и быстро втягиваем ртом воздух, который охлаждает верхнее нёбо. Это упражнение поможет выработке ощущений высокого купола, свода.

3. Зевок закрытым ртом. Действенное упражнение. Каждый из нас когда – либо зевал при людях. Зевать в обществе – не очень этично. Причин зевоты может быть несколько – вам не интересен собеседник или его рассказ, у лектора «нудный» невыразительный голос. Или вы не выспались. Или в помещении, где много людей, не достаточно кислорода. Вот и представим, что зеваем, но при этом рот прикрыт, ведь мы — культурные люди. Ощутите высоко поднимающийся купол, широкое горло и опущенную гортань. Обратите внимание на мягкое нёбо, которое начинается за твердым нёбом и на ощупь, действительно, мягкое. И именно, мягкое нёбо по физическим ощущениям поднимается.

мягкое нёбоКак объяснить детям, где находится мягкое нёбо? – Показать на схеме. Объяснить, что эту часть смотрит доктор, когда болит горло. Мы открываем широко рот и говорим АААА. Доктор при этом слегка надавливает на корень языка, чтобы лучше видеть состояние горла и миндалин.
Запоминаем ощущения зевка, доводим эти ощущения до автоматизма. Ощущения возникают одновременно со взятием дыхания, за которым появляется звук. А направляем мы звук в купол, то есть, поем в высокой позиции. В результате звук – полетный и тембрально окрашенный.

4. Открыть рот (между зубами расстояние в два пальца). Поем в удобной тесситуре на средних звуках диапазона слоги АММ. Согласный М – протяжный. На звуке М губы неплотно смыкаются, но остается ощущение свободной широкой гортани и высокого нёба.
5. Ощутить, как опускается гортань во время зевка. Охватываем пальцами гортань и зеваем. При зевке гортань идет вниз. Эти движение физически ощущается под пальцами руки.

Выработать ощущения купола и высокого  нёба помогут упражнения, постоянная тренировка, образное мышление и мышечная память певца.

Пение в маску

Мы уже знаем, где находится маска. Что маска в вокальном понимании – это пение в высокой позиции с использованием высоких головных резонаторов – полостей лицевых костей, полостей носа, глотки, рта, гайморовых и лобных пазух. Запомнили, что при пении купол – это верхняя точка опоры, тогда как нижняя точка опоры – это правильное певческое дыхание. Мы поем на выдохе, и должны правильно использовать головные резонаторы и правильно посылать звук и воздушную струю в маску. Вибрации в маске – это вибрации в средних полостях – полостях рта и носа, а затем мы направляем звук в верхние полости головы – пространство над носом и бровями.

И как результат, звук становится ярким, звонким, полетным. Мы уже рассматривали упражнение — интонирование прикрытым ртом на звуке М. Можно также включить в работу звуки Н, В. При пении на эти согласные звуки вибрируют переносица, губы, верхние зубы. Гортань при этом опущена, она широкая и свободная. Корень языка не поднимается (вспомнить, как доктор ложечкой слегка надавливает на корень языка). К согласным добавляем гласные звуки А, И, О, У. Звук посылаем в маску.

И ощущаем при этом свободу и любуемся своим красивым голосом.
Удачи в занятиях вокалом!

Если статья была для вас полезной и интересной, не забудьте поделиться с друзьями в социальных сетях.

С уважением, Ирина Анищенко

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Вокал в музыкальной школе