Резонаторы голоса

резонаторы голоса

К голосовому аппарату относят резонаторы. Что же это такое – «резонаторы голоса»? Резонатор – часть голосового аппарата, который усиливает звук. Если бы не было резонаторов, то мы бы не слышали друг друга.
Певческий звук появляется в том момент, когда воздух, выдыхаемый из легких, прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.

Резонаторы головные и грудные
Головные резонаторы Грудные резонаторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звуки, которые издают голосовые связки можно сравнить с камертоном. После удара камертон подносят к уху, чтобы услышать, так как камертон звучит очень тихо. Но если к камертону поднести резонатор, например, стеклянную банку, то звук усилится. Этот пример можно перенести на звучание голоса: связки – камертон, а в роли резонаторов выступают голова и грудная клетка.

Если говорить о человеческом голосе как инструменте, то резонаторы – это полости, окруженные костными границами. Над гортанью находятся полости глотки, рта, носа. В этих полостях происходит резонанс, то есть звук, который появляется в гортани и исходит от голосовых связок, усиливается.

Полости глотки, рта, носа являются как бы продолжением гортани и называются «надставной трубкой». Это так называемые верхние (головные) резонаторы.
Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – в грудной клетке — трахея, бронхи — нижние резонаторы (грудные).

Начинающему исполнителю необходимо понимание о природе возникновения и образования звука. Но для понимания нужны знания. Преподаватели вокала должны объяснять эти моменты учащимся. А чтобы объяснить, следует самому иметь представление о процессах формирования звука. Можно долго и безрезультатно требовать от ученика поднять верхнее нёбо при пении. А можно самому разобраться в том, что приподнять можно только мягкое нёбо, и расположено оно дальше, чем твердое нёбо.мягкое нёбо Почему «мягкое»? Да потому, что на ощупь оно, действительно, мягкое. И оно может принять форму зевка. А твердое нёбо – это кость. И говори, не говори, все равно не приподнимется. И это все нужно объяснять начинающему вокалисту. Объяснять, что от природы может быть очень красивый голос, богатый тембр. Но есть понятие «школа», «вокальная школа». Есть определенные правила, которые нужно знать начинающему вокалисту. И в частности, знать о резонаторах. И не только знать, но уметь ими пользоваться.

Регистры

Резонаторы не только усиливают звук, но и придают голосу определенную окраску – тембр, благодаря чему голоса отличаются друг от друга.
Верхняя часть диапазона нашего голоса связана с использованием головных резонаторов. Благодаря головному резонатору звук становится более полетным и звонким. Нижняя часть диапазона голоса связана с использованием грудных резонаторов, благодаря которым звучание становится более объемным и компактным. В средней части диапазона смешиваются свойства и головного, и грудного резонатора – это средний резонатор.

Регистр — это часть диапазона голоса, звуки которого формируются определенным способом и имеют однородную окраску. А диапазон голоса – это объем звуков от самого нижнего до самого верхнего звука, которые поет исполнитель. Название регистра соответствует резонаторам, которым пользуется певец при пении определенной части диапазона. При пении высоких звуков используются головные резонаторы, и поэтому эта часть диапазона называются головным регистром. Низкие звуки диапазона поются с помощью грудного резонатора, и называются нижним, или грудным регистром. При пении средних звуков диапазона используются одновременно и головные, и грудные резонаторы и происходит смешивание. Это – средний, или смешанный регистр, или, как еще говорят, «микстовый» (у женских голосов).

Формирование звука

Звук зарождается в гортани, но формируется в резонаторных полостях благодаря форме ротоглоточного канала и резонированию глотки и ротовой полости. То есть, чтобы появившийся звук превратился в различные гласные, которые мы сможем различить на слух, резонирующие полости должны принять определенную форму, соответствующую каждому гласному.
Носовая полость не меняется по форме, и резонанс, то есть усиление звука, по этой причине тоже не меняется. Если направлять струю воздуха при пении в полости носа, то звук приобретет гнусавость. Вот откуда появилось выражение «петь в нос».
Положение полостей рта и глотки можно поменять с помощью артикуляционного аппарата – языка, мягкого нёба, губ. Поэтому резонанс полости рта и глотки можно поменять.

Положение гортани не должно меняться при смене регистра. Гортань должна быть свободной, без напряжения. При соблюдении этого правила звучание голоса в любом диапазоне будет сбалансированным, а не пестрым и разношерстным.
Для выработки головного резонирования помогают сонорные согласные – л, м, н, р и гласные звуки – и, е, у, а также гласный э в сочетании с сонорными н, р, м – нэ, мэ, рэ.

Работа резонаторов

Резонаторами нужно уметь пользоваться. Как же проверить правильную работу резонаторов? Если использовать грудные резонаторы, то вибрирует грудная полость. Ощутить вибрацию можно положив руку на грудную клетку. При использовании головного резонатора вибрирует переносица. Можно прикоснуться к переносице и ощутить ее вибрации.

 Резонаторы

Это физические ощущения. Но вокалист должен развивать еще и образное мышление. Рассмотрим несколько примеров. Мы уже знаем, что
голос появляется в гортани, однако ощущаться в гортани он не должен, так как в этом случае звук будет зажатый, горловой. Нужно представлять, что звук зарождается в груди, а затем уже выходит наружу. При пении высоких звуков должно быть ощущение легкости и полетности. Представлять, что звук проникает сквозь мягкое нёбо и вырывается из темени и задней части головы – это головной голос. При пении средних звуков представлять, что звук вылетает изо лба, а звуки низкие – вылетают изо рта. Исполнитель определяет точку необходимого резонатора и мысленно направляет в нее звук. В этой точке звук образно собирается в пучок, в конус.

Но это все – образные ощущения исполнителя.

Использование резонаторов

Навык правильного использования резонаторов приходит с опытом, когда исполнитель разовьет свой слух и научится контролировать пение.
Умение пользоваться резонаторами – это умение направить звук в необходимую точку, в которой голос звучит лучше всего: при головном резонировании голос приобретает полетность и пение в высокой позиции – то, что ценно в звучании голоса. Головное резонирование обеспечивает голосу выносливость.
При пении с использованием грудных резонаторов появляется мощь, сила и собранность звука.

Когда преподаватель хочет добиться пения с использованием верхних, головных резонаторов, он говорит о необходимости «петь в маску». Где же находится эта маска? На выручку опять приходит воображение. Представьте участников карнавала, лица которых прикрыты масками. Вот в эту часть лица и нужно мысленно направлять звук. Для ощущения маски помогут упражнения – интонирование на звуки «м», «н». Эти согласные звуки, а также пение закрытым ртом вызовут ощущение вибрации на губах и переносице.

В вокале есть выражение – точка опоры. Что же это такое?
Пение с использованием верхних, головных резонаторов, обеспечивающих пение в высокой позиции – это верхняя точка опоры звука.
А пение с использованием нижних, грудных резонаторов при правильном певческом дыхании – это нижняя точка опоры.

Правильное голосообразование предполагает умение пользоваться резонаторами. А для этого нужны необходимые знания, которые следует применять на практике.

А как Вы понимаете, что такое резонаторы и как ими пользоваться?

Если статья оказалась полезной, поделитесь ею, кликнув на кнопки социальных сетей. И не забудьте оставить комментарий!

С уважением, Ирина Анищенко

.

 

Обсуждение: 11 комментариев

  1. ekolestnica:

    То, что эти процессы происходят в наших верхних резонаторах — глотке, во рту, носовой полости, сомнению никем не подвергается и доказано абсолютно точно!

    Ответить
  2. Юрий Бараковский:

    Спасибо за информацию, буду учиться петь правильно.

    Ответить
  3. Вы правы, все нужно делать правильно, и петь тоже

    Ответить
  4. Дмитрий:

    Спасибо большое за статью!

    Ответить
    1. Дмитрий, а Вам спасибо за комментарий. Рада поделиться информацией и своими знаниями

      Ответить
  5. Лия:

    Спасибо!) очень интересно читать)И, самое главное-доступно и понятно!

    Ответить
    1. Лия, спасибо за комментарий. Иногда появляется вопрос — а нужно ли мое «творчество»? Но такие сообщения, как ваше, вдохновляют на написание новых статей.

      Ответить
  6. Ирина Низамеева:

    Спасибо! Было очень интересно! Законспектировала, теперь буду разбираться.

    Ответить
    1. Спасибо за комментарий! Будут вопросы — пишите.

      Ответить
  7. Александр:

    Ирина, неужели Вы не видите явных противоречий в своих рассуждениях? То у Вас резонаторы головные — полости черепа, то это глотка и рот. Не могут мягкие ткани и мягкотканные пространства резонировать, никак не могут, наоборот — звук в них гаснет, в лучшем случае они выполняют роль надставной трубы, или рупора... В ротоглотке можно поменять не резонанс, а форманту гласного звука — это совершенно разные вещи. Резонаторные полости головы отзвучивают только неизменную ВПФ, которая образуется в верхних отделах гортани. Будьте осторожнее с расхожими шаблонными представлениями о вокале. Извините за комментарий, надеюсь он не повлияет на Ваше решение просвещать начинающих певцов. Но вопрос достаточно сложный даже для ученых, которые до сих пор не решили точно, где образуется НПФ — нижняя певческая форманта, да и вообще многие старые истины сейчас критикуются и пересматриваются.

    Ответить
    1. Александр, разделю ваш комментарий на пункты:

      1. Я прошла несколько платных курсов по сайтостроению, и знаю, что чем больше комментариев, тем выше рейтинг сайта. Поисковые системы фиксируют активность посетителей, и авторы сайтов даже закупают комменты. А ваше сообщение – просто подарок для меня – написано профессионалом и неравнодушным человеком, так как высказали свое мнение и потратили время на написание.

      2. В конце комментария Вы сами ответили на заданный вопрос, и указали, что есть разные мнения специалистов по данной теме.

      3. Вы написали прописные истины, которые знает любой преподаватель вокала.

      4. Но Вы правильно указали, что сайт предназначен для начинающих вокалистов. Сведения предназначены широкому кругу читателей и должны быть понятными. А данная информация – не научная статья.

      5. Встречное предложение – если у Вас есть желание поделиться знаниями, могу бесплатно предоставить свой сайт – опубликую статью с указанием ваших данных и фото.

      С уважением, Ирина Анищенко.

      P.S. Спасибо за комментарий!

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Вокал в музыкальной школе