Вокал и постановка голоса

Постановка голоса
Вокал или постановка голоса – как говорить, в чем разница? Давайте выясним и разберем отличия, а также поговорим о том, что входит в понятие «постановка голоса».

Итак, что же такое «вокал»?

Вокал — это вид музыкального исполнительства, которое основывается на искусстве владения голосом. Это умение передать содержание музыкального произведения с помощью выразительных способов певческого голоса.
Вокальное искусство разделяется на сольное, ансамблевое, хоровое пение.

Пение – исполнение музыки голосом. Виды пения – сольное, ансамблевое (дуэты, трио, квартеты…), хоровое. Жанры пения – оперное (классическое, академическое), камерное, эстрадное, народное пение.

Постановка голоса – это специальное обучение, тренинг голоса для профессиональной работы. В зависимости от сферы деятельности — у певцов, дикторов, преподавателей, лекторов — с помощью постановки голоса вырабатываются правильные навыки и качества – певческие, голосовые, речевые. То есть постановка голоса подразумевает работу над голосом по улучшению его качеств, это выработка навыков для управления голосом.

 Вокал  в музыкальной школе              

Какой предмет изучается в музыкальной школе – вокал, постановка голоса или пение?

В музыкальной школе есть вокальный и хоровой отдел (в крупных школах). Может быть единый вокально-хоровой отдел, в который входит класс сольного пения и класс хорового пения. Для первого класса основной предмет, или как еще говорят, специальность — сольное пение, а для второго – хоровое пение. В классе сольного пения преподаватель на уроке занимается с одним учеником, то есть пение одного человека – это соло, сольное пение. И это основное отличие. В зависимости от качеств голоса учащегося сольное пение может разделяться на эстрадное, народное, академическое пение.

А пока такие качества (тембр, технические возможности, манера исполнения) не проявились, учащийся занимается пением – исполнением музыки голосом. Но это не только вокализация слова, наработка репертуара – концертного и учебного, но и работа над техникой – постановкой голоса. В программе хорового отдела с основным предметом – хоровое пение, дети поют также сольно. Этот предмет называется «постановка голоса», то есть учащиеся вырабатывают навыки — и технические, и вокальные, для развития голоса.

Качества поставленного голоса

Поставленный голос не спутаешь с обычным голосом. Он отличается красотой и богатой тембровой окраской; яркостью, звучностью, гибкостью; широким диапазоном и правильным дыханием. Правильно поставленному голосу присущи четкость и выразительность дикции, чистота интонации, и главное – выносливость.

Голос – рабочий инструмент певца, актера, лектора, преподавателя. Представители этих профессий должны уметь пользоваться своим рабочим инструментом, чтобы голос, в свою очередь, служил верой и правдой долгие годы.
Представители перечисленных профессий используют голос в работе по многу часов в день. Отличие их голосов – натренированность и не большая утомляемость, потому что профессионалы умеют управлять своим голосом.

Постановка голоса

Работая над постановкой голоса, человек вырабатывает необходимые навыки – вокальные и речевые, развивает определенные мышцы, и в результате такой работы исчезает напряженность, и голос звучит свободно и энергично.

Постановка голоса – выработка также определенных мышечных ощущений и применение на практике теоретических знаний о голосе, дыхании, артикуляции, дикции, интонации.

Постановка голоса включает в себя умение пользоваться резонаторами и техническими приемами, пение в высокой певческой позиции округлым звуком (то есть «на зевке»), применение правильной атаки звука.
Когда каждая составляющая голосового аппарата выполняет свою функцию четко, мы имеем единую слаженную систему. Если же хоть какой-то один механизм дает сбой — рушится гармония, голос срывается и не подчиняется.

Поэтому задача вокалиста – контроль происходящих действий при постановке голоса. Этот контроль осуществляется слухом и внутренними ощущениями. То есть это координация слуха и голоса и умение слушать себя.

Вокалист слышит свое исполнение не так, как инструменталист. Попробуйте записать свой голос, а затем прослушать запись. «Неужели это я говорю (пою)?» — удивится любой человек, который никогда не слышал себя со стороны. В этом случае голос кажется нам тусклым и менее выразительным. Но правда в том, что окружающие воспринимают наш голос таким, как он звучит в записи. Когда мы говорим или поем, то слышим свой голос изнутри и получаем сигналы от разных органов чувств. Благодаря этим внутренним ощущениям и слушанию своего голоса, мы можем скоординировать взаимосвязь слуха и голоса и управлять звучанием голоса.

Чаще слушайте запись своего голоса, привыкайте к тембру, анализируйте и корректируйте звучание. Подумайте, какими словами вы можете выразить ощущения от восприятия своего голоса – легкий или тяжеловесный; полетный, гибкий, пластичный или монотонный, однообразный. Светлый, близкий или утробный, надсадный; грудной или головной; близкий или глубокий; яркий или тусклый; глубокий, бархатистый или высокий и звонкий. Свободный или горловой, гнусавый; округлый или плоский; сильный или слабый.

В результате такой работы появится внутренняя свобода и уверенность в себе.

Постановка голоса предполагает наличие знаний об устройстве голосового аппарата, умение представлять работу органов голосового аппарата, контроль и управление работой этих органов.

От природы у человека может быть приятный тембр, вокальные задатки, но без так называемой школы не может быть хорошего певца, чтеца, лектора.
Постоянная и регулярная работа, а также здоровый голосовой аппарат – непременное условие успеха в постановке голоса.

Теперь Вы знаете, чем отличаются понятия вокал, пение, постановка голоса. Не забудьте поделиться этими знаниями с друзьями в социальных сетях.

С уважением, Ирина Анищенко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Вокал в музыкальной школе