Вокальные методики

Вокальные методики В этой рубрике мы познакомимся с методиками известных педагогов, узнаем об их концепциях преподавания вокала.

 

Чтобы достичь положительного результата, вокалисту необходим здоровый голосовой аппарат и постоянные занятия. А преподаватель должен в совершенстве  знать и понимать механику и природу физиологических особенностей органов звукообразования, подходить к каждому ученику индивидуально и применять в работе необходимые вокальные приемы.

 

 

Цель занятий вокалом  –  достижение свободного,  легкого пения, полетного, без напряжения звука, четкой выразительной дикции,  яркого, богатого  тембра.

 

Одни преподаватели в своей работе стараются  «поставить голос» и уделяют много внимания развитию техники. Для других важно образное, художественное видение исполнительства. Однако, главный принцип – это единство техники и художественного процесса.

 

Зная методики известных преподавателей, можно сравнить их со своими принципами, почерпнуть интересное и полезное для работы с вокалистами.

 

 

Единой методики нет.  Итальянский педагог Генрих Панофки (1807 — 1887) говорил: «Нужно  написать столько методик, сколько учеников». В своей книге «Искусство пения» он уделяет много внимания вопросам охраны голоса, режиму занятий, а также автор дает  характеристику и классификацию голосам с указанием диапазонов.

 

Выдающиеся педагоги итальянской школы рекомендуют в работе применять «твердую атаку», а большинство преподавателей связывают эту атаку с появлением узелков на голосовых связках. Но в практике  многие певцы пользовались именно «твердой атакой». И все-таки, решать, какую атаку звука применять — «твердую» или «мягкую» — необходимо исходя из особенностей индивидуальной природы певца.

 

Например, Павел  Лисициан —  педагог и певец, проходил стажировку в Италии и занимался сразу у нескольких преподавателей, анализировал и отбирал полезные и удобные для себя приемы и упражнения. В своей преподавательской работе он уделял внимание таким вопросам, как: пение в высокой позиции, применение головного резонатора, точное, без подъездов, интонирование, свобода и раскрепощение дыхания и гортани.

 

Дмитрий Огороднов  создал  вокальные алгоритмы. В них нашли соединение зрительные образы, мышечное ощущение  и воспроизведение звука. Благодаря алгоритмам, воспитывается самоконтроль, слуховое, зрительное, интонационное внимание.  Процесс звучания сопровождается жестом руки, учащиеся сами управляют процессом дыхания по рисунку алгоритма и развивают навыки долгого и экономного выдоха.

 

Профессор консерватории Иван Плешаков  (город  Санкт-Петербург) придерживался в работе принципов простоты и естественности, пения в высокой певческой позиции, ощущения «купола», прикрытия звука.

 

 

 Голос — сложный, хрупкий инструмент,  на котором необходимо научиться играть. 

 

Вокал – это работа над способом вокализации музыкального произведения на основе вокальных качеств голоса. Чаще педагоги занимаются именно вокалом, потому что работа над постановкой голоса – долгий и трудный путь. Постановка голоса — совершенствование необходимых качеств голоса для профессиональной деятельности актера, певца, оратора.

Если голос от природы красив по тембру, то лучше не вмешиваться в его физиологию, а заниматься вокализацией.

 

Понятие «постановка голоса» предполагает, что с голосом следует что-то делать. Поэтому, лучше использовать термины «развитие голоса», «воспитание голоса», «формирование голоса».

 

Известные преподаватели рекомендуют, во-первых, научиться ощущать  свободу  мышечную и сценическую,  уметь прослеживать свои ощущения во время  фонации  и научиться  контролировать эти ощущения.

 

М.И.Глинка, например, написал упражнения для усовершенствования гибкости голоса, дал указания начинать развивать голос  с примарных звуков, которые звучат у исполнителя легко и  тембрально окрашены, то есть, со  звуков  среднего диапазона.

 

 

Методик для развития голоса много, в них много общего, но есть и различия. Поэтому, певец овладевает своим инструментом через определенные, известные только вокалистам  ощущения за счет внутреннего вокального слуха.

 

 

А  задача  преподавателя вокала  — научить ученика  слушать звучание своего голоса,  понимать и контролировать певческую природу, находить приемы и методы, которые удаляют  мешающие исполнению  зажимы, воспитывать вокальные ощущения и вырабатывать необходимые певческие навыки.

 

 

 

.

 

Обсуждение: 2 комментария

  1. Ольга Кожемяко:

    Удивилась, что постановка голоса и обучение вокалу оказывается, совершенно разные понятия. С интересом жду продолжения темы.Мне были бы интересны собственно упражнения по постановке голоса.

    Ответить
  2. Ирина Анищенко:

    Оля! Рада встрече! Задумок по блогу много. Постепенно буду наполнять материалом.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Вокал в музыкальной школе