Диагностика музыкальных способностей детей

Диагностика музыкальных способностей поможет проанализировать возможности ребенка, спланировать дальнейшую работу, выработать тактику общего развития ребенка и развития его музыкальных способностей.

ученица-играет-на-фортепиано

Диагностика музыкальных способностей  поможет проанализировать возможности  ребенка, спланировать дальнейшую работу, выработать тактику общего развития ребенка и развития его музыкальных способностей.

Есть ли у моего ребенка музыкальные способности? – Этот вопрос волнует многих родителей. Но если не волнует, то, по крайне мере, интересует.

Вспоминаю первые годы работы в музыкальной школе. Конец мая – начало июня – время вступительных экзаменов в школу.

Два дня были консультации для детей и их родителей, затем два дня проходили вступительные экзамены. В это время в школе невозможно было протиснуться из-за большого количества поступающих и их родителей. Чтобы поступить в школу, дети сдавали настоящие экзамены.

Помнится, комиссия состояла приблизительно из десятка преподавателей. Ребеночек самостоятельно, без родителей, входил в большой зал, за фортепиано – экзаменатор (обычно преподаватель сольфеджио). И состоялась целая процедура выявления музыкальных способностей будущего ученика.

Затем ребенок должен был подойти к членам комиссии и ответить на их вопросы. А заведующая фортепианным отделом всегда оценивала кисть ребенка, цепкость кончиков пальцев, гибкость и пластичность кисти. Конкурс в те годы доходил до 3-4 человек на место.

Такой ажиотаж длился довольно долгое время – несколько лет. Затем желающих обучаться музыке становилось все меньше и меньше. И однажды две музыкальные школы объединили в одну, и контингент учащихся сократился вдвое. Многие преподаватели сменили профессию, так как зарплата была очень низкая, да и ту не выплачивали месяцами. В школе остались те, кто не мыслил себя без музыки и детей.

Но все проходит. Прошло и это. Постепенно жизнь стабилизировалась, и опять возникла потребность в музыке и музыкальном образовании.

Но изменилась форма приема в музыкальную школу. Сейчас нет такой помпезности. Захотел ребенок обучаться в школе – пришли родители, написали заявление, ребенка прослушал преподаватель, который набирает учащихся в свой класс, или преподаватель сольфеджио. Поставили оценки в графе заявления. Есть место – ребенок учится, нет – ждет, когда будет следующий выпуск и место освободится.

Все проще, и нет такого серьезного стресса для ребенка, когда он сдавал вступительные экзамены.

Меняются критерии. Сейчас главное при поступлении в музыкальную школу – желание ученика обучаться музыке, и желание родителей взвалить на себя лишние заботы и хлопоты на долгие годы обучения. Но цель у родителей благородная — эстетическое развитие ребенка!

Во время первой встречи преподавателя и будущего ученика очень важно определить в отправной точке обучения возможности и способности ребенка, чтобы планировать дальнейшую работу.
Но нужно помнить! Во время диагностики обязательно должна быть спокойная, комфортная атмосфера, а отношение к ребенку – приветливое.

Диагностику музыкальных способностей проводим по нескольким параметрам:

  • — Звуковысотные и ладово-регистровые ощущения
  • — Мелодический и гармонический слух
  • — Чувство ритма
  • — Чувство динамики
  • — Эмоциональный отзыв на музыку
Диагностика звуковысотных ощущений

— Предлагаем ребенку задание:
Сейчас я сыграю звук, спою его, затем мы повторим вместе, а потом ты споешь сам.
Дальше можно усложнить задание. Играем отдельные звуки, а ребенок на какой-то слог (например, слог «та») повторяет самостоятельно звук голосом.

Высота звуков  

— Объясняем ребенку, что есть звуки высокие, средние и низкие. Высокие (сыграть их) — похожи на капельки дождя, прыжки зайчика, пение птиц высоко в небе. Поднимаем руки вверх, ребенок повторяет, имитируя полет птиц высоко в небе.
Низкие звуки (сыграть) похожи на медведя. (Руки внизу)
И есть средние звуки. Они находятся посредине клавиатуры инструмента. Средние звуки может спеть человек. (Сыграть средние звуки, руки вытянуты вперед).

Попутно сыграть очень высокие и очень низкие звуки и сказать, что эти звуки человек не может спеть.
Преподаватель играет средние, низкие или высокие звуки. А ребенок показывает руками их высоту: если высокие – руки вверх, низкие – руки внизу, средние – руки вытягивает вперед.

Движение мелодии

— Даем задание – определить, куда движется мелодия. Играем восходящую и нисходящую мелодию. Например, «Скок – поскок», «Во поле береза стояла», «Вверх по ступенькам поднимись», а ребенок рукой показывает движение мелодии.

Точность интонирования

— Когда ребенок немного освоился, а этому способствуют игровые формы, можно предложить для повторения небольшие песенки: «Дин-дон», «Василек», «Маленькая елочка». Петь можно со словами или слогами. — Проверяем точность интонирования.

— Если ребенок справляется, усложняем задание. Даем для сравнения мажорное и минорное трезвучие (нисходящее движение), нужно спеть точно каждый звук слогами.

— Затем можно предложить спеть песенки в нисходящем движении в мажоре и миноре. Например, «Во поле береза стояла» (первую фразу) и «Галя по садочку ходила».

Мелодический и гармонический слух

— Игра «Отгадай звук» (например, один из трех звуков)
Ребенок стоит спиной к инструменту. Учитель играет звук (например, в пределах терции). Затем ребенок поворачивается и ищет его на клавиатуре. Нужно выбрать одну клавишу из трех обозначенных. Обозначить клавиши можно фишками или цветными полосками.

— Для проверки гармонического слуха проводим игру «Отгадай, сколько звуков». Показать ребенку, как звучит один звук, и как звучит два звука (гармонические интервалы). Не глядя на клавиши, ребенок определяет количество звуков. Можно усложнить задание. Показать, как звучат три звука, сказать, что здесь много звуков и посчитать с ребенком до трех.

Чувство ритма

Можно предложить такие задания:

— пошагать под звуки марша.
— пение песенки с прохлопыванием ритмического рисунка
— повторение голосом на слог «та» несложного ритма
— повторить ритмический рисунок, прохлопывая в ладоши без дублирования голосом.

Диагностика ощущений динамики

— Игра «Сделай, как я». Преподаватель играет отдельные звуки – громко или тихо. Ребенок должен повторить, соблюдая динамику.

— Игра «Угадай – громко или тихо». Если звучит тихая музыка – ребенок присаживается на корточки, а если громкая — размахивает руками, жесты широкие и активные.

Диагностика эмоционального отзыва на музыку

— Предлагаем выразительно рассказать стихотворение, а если ребенок маленький повторить за преподавателем отдельные фразы и изобразит все в ролях:
Например, «Воет серый волк в лесу» — грозно
«По дороге Петя шел» — радостно и беззаботно, «и горошину нашел» — удивленно.

— Предложить маленькие пьески в мажорном и минорном ладу и определить – «грустно» — «весело».

Вот такой приблизительный план диагностики.

Тестирование поможет ближе познакомиться с ребенком, наладить уже во время первой встречи теплые и добрые отношения (благодаря игровым формам), проанализировать его возможности и способности.

Такая диагностика поможет спланировать дальнейшую работу с ребенком, выработать тактику общего развития ребенка и развития его музыкальных способностей.

А Вы знаете, как влияет темперамент ребенка на занятия музыкой?   —  Прочтите!

Ирина  Анищенко

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вокал в музыкальной школе, Блог Ирины Анищенко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: