Рассмотрим тему — объективность оценки, выставленной в музыкальной школе на экзамене и академическом концерте.
Есть два взгляда на процесс обучения в музыкальной школе.
Кто-то считает музыкальную школу дополнительным обучением к общеобразовательной школе: это важное, но необязательное занятие. Дети загружены, их нужно поощрять, не отбить желание учиться. И поэтому появляются завышенные оценки.
Другие утверждают: музыкальная школа – государственное учебное заведение с определенными задачами: общее музыкальное образование и отбор одаренных детей с целью подготовки к профессиональному обучению музыке.
Наличие учащихся с различными способностями влечет за собой разные требования к выполнению учебной программы.
При первом подходе завышенные оценки на контрольных прослушиваниях появляются уже с младших классов. Преподаватели хотят стимулировать ученика и делают скидку на возраст ребенка. Такой подход стал уже традицией в музыкальной школе. Оценка выступает в роли аванса за будущую работу.
Ученики не могут реально оценить свое выступление, и считают, что это
объективная оценка, и что они заслужили и заработали эту оценку.
Требования к исполнительскому мастерству для старшеклассников возрастают, и происходит несоответствие оценки реальной и представлением ученика об оценке. И на этом этапе уже сложно привести их в соответствие.
Так как в музыкальной школе обучаются дети с разными способностями, к ним выдвигаются разные требования. В этом и заключается метод дифференцированного подхода к ученикам.
.
Оценка и учебная программа
Подбирая учебную программу, нужно учитывать способности учеников. Программа может состоять из произведений, соответствующих классу обучения, а может быть на класс завышена или занижена.
Учебная программа может изменяться в пределах трех ступеней обучения. Нужно помнить: учебная программа не является категоричной и окончательной. Программа – это ориентир, в который заложены черты рекомендательного характера. И поэтому нет необходимости ставить вопрос о строгом соблюдении учебной программы.
Требования к выполнению учебного плана в музыкальной школе относительны и зависят от способностей ученика и мастерства преподавателя. Завышение и особенно занижение программы обсуждается преподавателями на заседаниях отдела, выносится решение и записывается в книге протоколов заседаний отдела.
Ученик, не способный заниматься по программе своего класса, но имеющий большое желание, может обучаться и закончить музыкальную школу по заниженной программе. Это позволит сократить отсев учащихся из школы.
Если оценка в музыкальной школе выставляется ученику за его способности, а не за достижения, то это тормозит развитие учащегося.
Подход к оцениванию успеха ученика должен быть единым для всех, потому что в индивидуальном подходе к выбору произведений преподаватель уже учел степень музыкальных способности детей. Ученик получает посильное задание, с которым к должен справиться. На прослушиваниях необходимо предъявлять высокие требования ко всем учащимся в одинаковой мере.
Ставить хорошую оценку лишь за труд, если ученик не достиг успехов, неправильно. Поурочная оценка может носить поощрительный характер, выступать в роли морального стимула, может быть цифровой или словесной.
.
Экзаменационная оценка
Экзаменационная оценка должна выставляться за реальные творческие достижения.
Из сказанного выше следует: ученикам необходимо предъявлять строгие требования и объективно оценивать выступления на контрольных прослушиваниях. В таких случаях у учеников вырабатывается ответственность к учебному процессу и понимание, что в оценке за академический концерт заложен итог текущей работы.
Оценка за академический концерт больше основана на музыкальном восприятии исполнения учащегося. Из-за этого и возникают спорные моменты и сопоставление игры разных учеников. Чтобы избежать таких ситуаций, нужно систематизировать требования к выступлению, объединив субъективное восприятие и объективность показателей. Оценка – это показатель творческих достижений и творческого отношения учащегося к труду.
.
Сгруппируем требования к экзаменационным выступлениям
1. Организационные вопросы выступления:
— сценическая культура (выход, уход со сцены, поклон),
— сценическая свобода и артистичность
— умение мобилизоваться ( сосредоточенность, волевые качества, целостное исполнение произведения)
— демонстрация завершенности в работе над программой
2. Качество исполнения:
— текст, соответствующий указаниям автора
— исполнение преподавательских требований
— непрерывное и завершенное исполнение
— музыкальность: динамика, чувство ритма, эмоциональное исполнение, восприятие и преподнесение слушателям произведения, владение таким понятием, как «слушание себя», звуковедение и так далее)
.
Ошибки, чаще всего допускаемые исполнителями на концертах:
- — текстовые неточности
- — ученик недостаточно профессионально владеет инструментом: использование педали, неточность в аппликатуре, для баянистов — работа мехом, у вокалистов и духовиков — проблемы с дыханием
- — слабое владение штрихами
- — неверная организация и владение игровым аппаратом (руки, корпус)
- — неверная интерпретация произведения, искажающая смысл исполняемой пьесы
Проанализировав выступление ученика по этим требованиям, можно определиться с реальной оценкой.
Отличная оценка выставляется за безукоризненное исполнение и выполнение всех требований.
Если не выполнено одно-два из требований или произведение исполнено формально правильно, но не музыкально, оценку следует снизить на балл.
Если нарушены три-четыре пункта этих групп, и если нарушения характерны для игры ученика, происходит снижение на два балла.
В практике музыкальных школ встречается желание преподавателя поставить своему ученику более высокую оценку за то, что он хорошо работал на уроках и исполняет программу повышенной сложности, а не за качество исполнения.
Однако, на академконцерте необходимо исполнять посильные произведения, основанные на приобретенных ранее игровых навыках ученика, чтобы можно было продемонстрировать законченность работы над произведением. А более сложную программу можно играть на уроке и на контрольном уроке.
Практика показывает, что на контрольных прослушиваниях учащиеся играют хуже, нежели на уроках. Причин этому много, одна из них – отсутствие технического резерва и волевых возможностей ученика.
Для устранения этого недостатка необходимо не только правильно подобрать программу академического концерта, но и довести работу над этой программой до состояния завершенности.
Ирина Анищенко