Основная задача преподавателя – обучение и воспитание учащихся. Но кроме этого, чем только не занимается учитель музыкальной школы – концерты, лекции, конкурсы, мастер-классы, различные мероприятия, повышение квалификации.
И, конечно же, методическая работа. Чтобы учить, нужно самому хорошо знать предмет и уметь преподать ученикам знания и умения. А для этого необходимо самому постоянно учиться, повышать профессиональный уровень.
Что мы можем отнести к методической работе?
- — Знакомство с новой нотной и методической литературой
- — Подготовка рефератов, докладов, лекций, разработок
Лекция
Давайте поговорим в данной статье о подготовке лекции.
Преподавателям музыкальной школы приходится много читать лекций на различные музыкальные, образовательные, воспитательные темы. Часто это лекции-концерты. Для лектора, в первую очередь, важно сценическое чувство свободы, которое вырабатывается постепенно. И с опытом приходит мастерство и профессионализм.
На что же нужно обращать внимание при подготовке лекции? Давайте составим краткий план.
Подготовка лекции
1 — Для лекции определяется тема, и затем готовится текст лекции
2 — При подготовке лекции используется специальная литература, соответствующая теме
3 — Составляется план, благодаря которому материал излагается последовательно и логично
4 — Изучение первоисточников. После ознакомления с книгами, статьями делаем выписки в соответствии с планом. И желательно, на отдельных листах. Чтобы в ходе работы можно было переставить очередность каких-либо пунктов
5 — Работа над написанным текстом. Проверяем правильность написания, вычитываем – все ли будет понятно слушателям. Материал должен излагаться последовательно и логично, следует избегать сложных терминов. Если же они присутствуют, как необходимая терминология, то обязательно нужно объяснить значение этих слов
6 — Литературная обработка текста. Изложение должно быть интересным, без лишних слов и повторов
7 — Важно привлечь внимание слушателей в самом начале лекции – это может быть главный вопрос темы, выявление проблемы, призыв к мыслительной деятельности
8 – Структура лекции – вступление, основная часть и подведение итогов – вывод
9 — Прежде чем выступать с лекцией, ее нужно подготовить, то есть отрепетировать как концертный номер – прочесть, определить продолжительность выступления по времени
10 — Мысленно представляя план, попробовать рассказать написанное, глядя на свое отображение в зеркале. Это очень важно – научиться контролировать движения корпуса и мимику лица. Когда научитесь свободно смотреть на себя в зеркало, сможете представлять, каким вас видят слушатели, и как вы смотритесь со стороны.
Чтение лекции
1 — При чтении лекции обратите в первую очередь внимание на речь. Голос должен быть выразительным, гибким и пластичным, изложение – логичным и последовательным. Дикция – четкой и внятной. Говорите для слушателей. Каждое слово должно быть услышанным, то есть, ваша речь должна быть достаточно громкой.
2 — В своих выступлениях используйте наглядные пособия, презентации на данную тему, схемы, таблицы, графики, плакаты, видео, звукозаписи. Приводите интересные примеры, чтобы оживить выступление.
3 — Для улучшения восприятия используйте в лекции цитаты, афоризмы, крылатые выражения, применяйте изменения интонации, скорости и тембра голоса
4 — Чтобы вызвать интерес у слушателей, используйте следующие моменты:
- — Выявите проблему и постарайтесь найти пути ее решения
- — используйте стиль изложения – вопрос-ответ
- — выделяйте главное в изложении
- — установите контакт и обратную связь со слушателями, чтобы лекция переросла из монолога в диалог
5 – Помните о внешнем виде. Внешний вид – красивая аккуратная одежда, прическа – залог успеха. Опрятным видом вы сможете расположить к себе слушателей. Ухоженный вид подчеркнет уважительное отношение к слушателям и продемонстрирует, что вы основательно подготовились к лекции, и что выступление – важное для вас мероприятие
6 – Жесты, мимика, корпус должны быть гармоничными и соответствовать характеру речи и значениям слов
7 – Избегайте навязчивых движений на сцене, повторений слов-паразитов
8 – Периодически узнавайте у слушателей: «Есть вопросы?», «Это понятно?»
Вот такие рекомендации для подготовки лекции. А в следующей статье мы поговорим о реферате и методической разработке.
Сейчас самое время преподавателям заняться методической работой – учебный год закончился и можно подготовить материал на следующий учебный год.
Успехов!
С уважением, Ирина Анищенко