Однажды педагоги общеобразовательной школы, которые привели учеников в нашу музыкальную школу, спросили: «Как вы здесь работаете? Такой шум, из каждого класса слышится пиликанье!»
Шум? Мы не замечаем никакого шума. Звуки — это наша жизнь, естественная среда, наша стихия. А пиликание – это же замечательно! Дети учатся музыке, идет учебный процесс: там слышна гитара, там – скрипка, аккордеон, в следующем классе – вокал. Со временем какофония перерастает в гармонию звуков. И вот уже звучит не пиликанье, а стройная игра профессионалов-музыкантов.
«Это вы как можете работать в общеобразовательной школе? — настал мой черед удивляться. — По тридцать человек в классе, а когда звенит звонок – в коридоры вырываются неуправляемые орды, которые и затоптать могут!»
«А мы не замечаем этого» — последовал ответ.
Педагог — это приговор
Как-то я услышала выражение – выбрав профессию педагога, человек подписывает себе приговор. А знакомый доктор сказал: двадцать лет работы в школе – это уже диагноз.
Но это все шутки. А если серьезно, то в работе учителя есть своя специфика – быть постоянно на гребне волны. И чтобы удержаться и не свалиться в бездну пучины, преподавателю необходимы личностный и профессиональный рост, а также постоянная, кропотливая работа в плане самосовершенствования.
Мы все разбираемся и знаем, как нужно лечить, и как нужно учить. Иногда обвиняем врачей в непрофессионализме, а учителей – в равнодушии. Но забываем, что и одни, и другие не из космоса появились, не с другой планеты прилетели, они – продукт нашего общества. Собственно, как и представители других профессий, которых тоже можно иногда уличить в непрофессионализме и в равнодушии. И дело, оказывается, не в профессии, а в конкретных людях.
Но когда мы начинаем анализировать и непредвзято размышлять, то понимаем, что на жизненном пути нам встретилось много замечательных людей, чутких, отзывчивых, умных, образованных. И что немаловажно, высокопрофессиональных специалистов. И очень хочется, чтобы такие слова звучали в адрес наших учителей.
Педагог всегда на виду. И пусть ошибки учителя не так остро ощущаются, как ошибки докторов, но все же учитель – очень важная и нужная профессия. И от учителя много зависит в плане образования учеников, и в плане воспитания в ребенке личности.
Но чтобы воспитывать, в первую очередь, нужно быть самому воспитанным, а чтобы учить, нужно самому быть образованным.
Жизнь не стоит на месте. Появляются новые технологии, новые методики. И поэтому к преподаванию необходимо относиться не как к застывшей догме, а как к постоянно развивающемуся творческому процессу. И участники этого процесса – ученик и главное действующее лицо – учитель.
Какими же качествами должен обладать преподаватель? — Об этом мы поговорим в следующей статье.
А какими были ваши учителя? Что значили они для вас? Дала ли вам что-то школа? Или, как говорит один мой знакомый – я добился всего в жизни вопреки усилиям учителей и школы. Как в том анекдоте – пациент поправился, невзирая на лечение докторов.
Продолжение следует…
Самосовершенствование преподавателя — прочесть в следующей статье