В предыдущей статье мы говорили о необходимости для преподавателя саморазвития.
Сегодня продолжим тему и поговорим о методической работе преподавателя как одной из форм самообразования.
Направление методической работы
Направление методической работы должно определяться спецификой и проблемами преподаваемого предмета, профессиональной заинтересованностью педагога в повышении педагогического мастерства и квалификации.
Давайте разберем, как происходит на практике участие преподавателя в методической работе.
На заседании педагогического совета определяется направление работы коллектива школы, которому следует уделить пристальное внимание в следующем учебном году. Например, «Межпредметные связи. Специальность и музыкально-теоретические дисциплины». Я думаю, в любой музыкальной школе есть проблемы с посещением сольфеджио и музыкальной литературы и успеваемостью учащихся по этим дисциплинам.
На каждом отделе готовятся методические чтения по этой теме. Тема, действительно, важная. Как заинтересовать детей, как преподнести музыкально-теоретический материал? Ведь не секрет, что многие дети не хотят заниматься сольфеджио. В начале учебного года на заседании педагогического совета зачитывается доклад, в котором изучаемые в музыкальной школе дисциплины рассматриваются как комплекс предметов, необходимых для юного музыканта. И чтобы не было взаимных претензий преподавателей специальности к теоретикам, и наоборот, выносятся предложения, выработанные на каждом отделе. Что можно конкретно и на практике сделать, чтобы помочь детям в изучении музыкально-теоретических дисциплин.
Оформление методической работы преподавателя
Реферат
Один из разновидностей методической работы преподавателя – это реферат. В переводе с латинского языка refero – «докладываю». Форма изложения в реферате произвольная. За основу берется один или несколько первоисточников. Кратко анализируется каждый из этих первоисточников, рассказывается об авторах и их методиках, о решении вопроса, рассматриваемого в работах. В завершении делается обобщение, докладчик выражает свое мнение и свое видение решения проблемы.
Доклад
В докладе, в отличие от реферата, докладчик делится своим опытом, своими наработками по решению обсуждаемой проблемы, а не только рассказывает о научных методиках и мнениях признанных авторитетов. В этом и есть ценность доклада – решение какого-либо вопроса на практике.
Если реферат пишется в произвольной форме, то доклад имеет стройную структуру — план, подчиненный теме доклада и последовательно раскрывающий содержание работы. Доклад пишется для публичного выступления.
Аннотация
В переводе с латинского языка annoto – «отмечаю». В методической работе преподавателей музыкальной школы есть такая форма работы – знакомство с новой методической и нотной литературой. Когда демонстрируются новые сборники и дается аннотация – краткий обзор книги и ее содержания.
Конспект
Многие ли из нас читают что-либо с ручной и тетрадкой? Если читать, чтобы выполнить пункт плана работы для галочки (возможно, даже скачать из интернета, не читая) – это одно дело. Другое дело – если читаешь и изучаешь важный для себя материал. Тогда, конечно, нужно конспектировать – делать краткие записи полезной и необходимой информации, к которой можно возвратиться через время. Если конспектировать, материал лучше усваивается и запоминается.
Открытый урок
Открытый урок – одна из важных форм методической работы преподавателя. Открытые уроки планируются на заседаниях отделов. Обсуждается тема, определяются преподаватели, которые будут проводить открытый урок, и дата проведения. Открытые уроки могут проводить как опытные, так и молодые преподаватели. У каждого педагога можно чему-либо научиться, перенять интересные формы работы. В любом случае, посмотреть, как проводят уроки другие учителя – всегда интересно и познавательно.
По тематике урока готовится план, выявляется цель урока, определяются формы работы. Готовится материально-техническое обеспечение – компьютер, интерактивная доска, аудио и видеозаписи, наглядные пособия, раздаточный материал для работы учеников на уроке (то есть то, что есть в распоряжении учителя и школы).
После урока проходит обсуждение: раскрыта ли тема урока, достигнута ли поставленная цель, как работали ученики на уроке, был ли контакт учителя с учениками, как излагался материал, каков был темп урока. Коллеги не только должны указать на недочеты, но и отметить положительные моменты, тактично и профессионально.
Преподаватели, выступая с докладом или рефератом, проводя урок должны всегда помнить о доступности своего изложения, последовательности и логичности, об эмоциональности и убедительности. Речь должна быть четкой, понятной, интонация – гибкой. А сам преподаватель — приветливым и тактичным.
А какие формы методической работы используете Вы?