Подготовка к публичному выступлению

Публичное выступление – всегда ответственное мероприятие, к которому необходимо тщательно готовиться. В чем заключается подготовка к публичному выступлению и как должно проходить само выступление – рассмотрим в статье.

Публичное выступление
Публичное выступление – всегда ответственное мероприятие, к которому необходимо тщательно готовиться. В чем заключается подготовка к публичному выступлению и как должно проходить само выступление – рассмотрим в статье.

Голос и публичное выступление

Взгляд, походка и голос никогда не врут – они показатель нашего состояния – и физического, и эмоционального, показатель нашего возраста.
Когда мы вспоминаем человека, то представляем не только зрительный образ, но и его голос.
Каждый голос имеет свой тембр – окраску. Кого-то природа наделила богатым, ярким, насыщенным тембром, а у кого-то тембр самый обычный. Но неужели нам нельзя воздействовать на голос и улучшить его? Конечно, можно!

Вы слышали выражение «быть красивой легко, а казаться красивой – большой труд»? Так и с голосом. Какой бы нам голос ни достался, над ним нужно работать. Особенно, если голос – рабочий инструмент, и принадлежит он актеру, лектору, певцу, преподавателю. Потому что тембр – не единственный показатель, по которому мы оцениваем голос. Да, собственно, и обычной жизни всегда приятнее общаться с человеком, у которого красивый тембр и правильная речь.

Сегодня мы поговорим о том, как подготовиться, если предстоит ответственное публичное выступление.
Мы прекрасно понимаем, что важен не только внешний вид, сценическая свобода, текстовое содержание выступления, но и голос — как средство общения и донесения информации до слушателей. Именно голос – та ниточка, которая соединит аудиторию с выступающим, поможет наладить контакт и взаимопонимание, увлечет аудиторию. Но голос может и разочаровать слушателей.

Нет волшебной таблетки, после которой голос заворожит собеседников.
Только с помощью кропотливой работы улучшится состояние голоса, связки станут более пластичными, интонация – гибкой, а дикция – четкой и выразительной.
Но ни к этому ли мы стремится? Ведь мы понимаем, что физическое состояние должны поддерживать на протяжении всей жизни. А единичные тренировки или получасовая зарядка раз в месяц не сделают нас ни стройными, ни подтянутыми.

Самое первое, что режет слух при выступлении некоторых ораторов – не правильно произнесенные слова. Возможно, это влияние местного диалекта, а возможно – элементарная безграмотность. Причина – мы стали меньше читать, у нас меньше живого общения. Все это человечеству заменил телефон и компьютер.

все с телефонамиЦицерон говорил: Уметь правильно говорить – еще не заслуга, а не уметь – уже позор. Потому что правильное произношение – не столько достоинство умелого оратора, сколько свойство каждого гражданина.
Поэтому, следует контролировать правильность произношения, как в быту, так и во время публичного выступления. Убрать из речи акцент и неверные слова. Необходимо знать об артикуляции и формировании звуков. Уметь пользоваться голосовым аппаратом. Вовлечь в работу резонаторы и отработать четкость дикции, чтобы речь была понятна и слышна даже в последнем ряду зала.

Выступление на публике – это мастерство, и его можно и нужно совершенствовать. В основе мастерства – знание сценической этики, сценическая свобода. По утверждению Станиславского трудпервое необходимое условие в работе над собой. И эта работа должна трудное сделать обычным, обычное – легким, а легкое – прекрасным.

Поведение на сцене

Поведение на сцене – это результат работы над собой: умение «подать себя», «нести себя», выход и уход со сцены. Все это – профессионализм. И уже не только голос, но и весь корпус выступающего становится его инструментом.
Когда мы присутствуем на концерте, лекции или совещании, мы замечаем каждое движение выступающего, его мимику, осанку. И каждая мелочь влияет на формирование нашего представления о выступающем.
Точно так же оценивают и наше выступление.

1. Давайте работать над своей речью, чтобы слушатели:

  • — не просили повторить, так как им что-то не понятно или не слышно
  • — избавимся от слов-паразитов и звуков, которые постоянно повторяем между словами: «ммм», «ааа», «ну»
  • — от акцента и диалекта
  • — от привычки, например, постоянно вздыхать, поправлять прическу, касаться лица во время выступления
  • — от глухого и невыразительного голоса

2. Выработаем четкость и темп речи, логичность изъяснения, точность интонации, подвижность динамики, целостность фразировки, активность артикуляции, полетность звука. И тогда не придется рассказывать слушателям о своих достоинствах и регалиях. Они и без того будут внимать каждому вашему слову. При этом голос не будет быстро утомляться. На все предложение хватит дыхания, окончания слов будут ясными, а речь – выразительной.

Во время публичного выступления необходимо стремиться, чтобы голос был приятным, уверенным, спокойным, доверительным, мелодичным, дружелюбным, окрашенным тембрально, наполненным, выразительным и интонационно гибким.
Из сказанного выше мы понимаем, что положительный результат принесет только постоянная работа над голосом. Но если человек никогда не занимался своим голосом, но ему нужно, например, выступить с докладом или записать обучающий ролик. Что тогда?

Выполните несколько упражнений, они помогут вам:

  • — Станьте прямо. Тяжесть корпуса распределите равномерно, то есть стоять на обеих ногах – это обеспечит правильное кровеносное снабжение и обеспечение тела кислородом.
  • — Поза удобная, плечи расправлены – это способствует полноценному дыханию.
  • — Голову не поднимать высоко (появляется напряженность в мышцах шеи) и не опускать (зажимается нижняя челюсть). Смотрим прямо перед собой, взгляд на уровне глаз. Такое положение способствует свободе гортани.
  • — Мышцы лица свободны, на лице – легкая улыбка. Брови слегка приподняты, выражение – радостно-удивленное, будто вы неожиданно встретили любимого человека или услышали приятную новость. Посмотрите в зеркало, проверьте осанку, постановку корпуса и мимику. Если зеркала нет, улыбнитесь, подумайте о чем-то приятном, и лицо станет одухотворенным и привлекательным. Это состояние наполнит вас, а на выступлении – передастся слушателям.
  • — Ощутите радость предстоящего выступления и улыбнитесь. Можно перефразировать выражение «Улыбка города берет».
  • — Руки не напряжены, свободны вдоль туловища.
  • — Жестикуляция естественная, подкрепляющая убедительность речи.

Перед выходом на сцену

  • — сделайте несколько спокойных и глубоких вдоха и выдоха (вдох – носом, выдох – ртом)
  • — позевайте (вдох носом). При этом ощутите приподнятое на зевке мягкое нёбо
  • — выйдя на сцену, несколько секунд постойте, успокойте дыхание. Пауза привлечет к вам внимание слушателей
  • — для лучшего кровеносного снабжения многие артисты энергично ходят за сценой. Сделайте это и вы. Можно активно растереть кисти рук
  • — кончиками пальцев помассируйте лицо – щеки, лоб, подбородок – снимается напряжение с мышц лица
  • — настройтесь на выступление, заранее подготовив костюм и все необходимое для выступления
  • — выходите на сцену с достоинством, плечи расправлены, лицо – одухотворенное.
  • — соблюдайте внешнее и внутреннее спокойствие. Как говорил Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие»
  • — если сухость во рту мешает начать выступление, покусайте аккуратно кончик языка – слюна увлажнит зев

При выступлении общайтесь взглядом со слушателями. Ни в коем случае не потупляйте взор и возводите взгляд к потолку. Представьте, что вы говорите (поете) каждому в отдельности из присутствующих. Если волнуетесь, смотрите не в глаза, а в область переносицы собеседника. При сильном волнении и если выступаете в большом зале, смотрите вдаль, над головами слушателей. Но не в одну точку. Меняйте направление взгляда. В этом случае вас не смогут отвлечь возможные посторонние раздражители. Например, разговор, рассеянный взгляд слушателя или прозвучавший звонок не выключенного телефона.

Постепенно придет мастерство, умение управлять публикой, выработается устойчивость против стрессов.
Для лучшего выступления войдите в роль, помогите создать образ движениями рук. Не жестикулируйте чрезмерно. Но и не прижимайте руки к корпусу. Движения должны быть органичными, скорость соответствовать темпу речи, а интенсивность жестов соответствовать эмоциональности и характеру исполнения.

Вот такие рекомендации, которые следует выполнять при подготовке к публичному выступлению.
Сегодня мы поговорили о подготовке к публичному выступлению и о поведении во время выступления.

А в следующей статье рассмотрим упражнения, которые помогут «разогреть» голос для лучшего выступления на публике.

С уважением, Ирина Анищенко.

Да, не забудьте поделиться статьей с друзьями в социальных сетях!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вокал в музыкальной школе, Блог Ирины Анищенко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: