Работая с учениками, нужно постоянно совершенствовать формы работы и искать новые. Особенно это касается работы с маленькими детьми. Потому что у них непроизвольное внимание, долго сосредоточиваться на чем-то одном не могут, им все интересно и отвлекаются на уроке на любой раздражитель. Поэтому главное в обучении маленьких детей – вызвать интерес.
Чем будем удивлять?
В последние лет десять возраст абитуриентов музыкальных школ значительно снизился. Раньше я считала, что заниматься музыкой нужно с шести-семи лет. Затем привыкла к ученикам-пятилеткам. А сейчас не удивляюсь и более юным музыкантам. Но программа обучения для маленьких детей должна быть соответствующая, в основе которой – игровые моменты.
Главная задача занятий с учащимися младшего возраста – привить любовь к музыке, вызвать интерес к занятиям музыкой.
«Чем будем удивлять?» — этот вопрос должен постоянно задавать себе преподаватель музыкальной школы, работая с юными музыкантами. Потому что на удивлении держится интерес. Смогли удивить, значит, сможете на некоторое время заинтересовать. Почему на «некоторое»? Да потому, что у маленьких детей неустойчивое внимание, они быстро устают и переключаются на что-то новое.
Бесполезно призывать детей к ответственности и чувству долга – маленькие дети ничего никому не должны, и под давлением ничегошеньки делать не будут – ни играть, ни петь.
Вспомните разговор с маленьким ребенком. – Он обязательно найдет повод сообщить вам самое сокровенное. Вспомните выражение лица – удивленно-восторженное. И обязательный вопрос – вступление: «А знаете что?» И дождавшись вашего ответного «что», выкладывают все, что считают нужным.
А посему берем на вооружение при общении с маленькими учениками их манеру поведения – приподнятые брови, «хлопающие» ресницы, округленные глаза, удивленный взгляд. И не забудьте о подвижной интонации голоса и разнообразной динамике.
Но помните, добиться результата в обучении можно, если вы будете с детьми искренними, как в детстве. Ведь вы помните себя в детстве?
Если ваш ребенок любит петь, скачайте «Распевки в картинках». Вы привлечете внимание чада яркими иллюстрациями, а короткие попевки ученик запомнит без труда. Для развития диапазона пойте распевки по полутонам. И не пренебрегайте методическими рекомендациями.
Чтобы повторение попевок не было механическим, каждый раз предлагайте ребенку определенное задание – рассмотреть иллюстрацию, пусть малыш расскажет, что нарисовано на картинке, определит цвета. Сочините совместно маленький рассказ, напойте ребенку попевку. Вместе разучите песенку в восходящем и нисходящем по полутонам движении. Когда ребенок хорошо запомнит мелодию, можете исполнить ее поочередно. Но обязательно в характере и в образе.
И постоянно удивляйте – ведь на смену удивлению приходит интерес.
.
С уважением, Ирина Анищенко