Проверка музыкальных данных

Музыкальные способности у детей разные, и чтобы проверить музыкальные данные, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.

Проверка музыкальных данных

Для проверки музыкальных данных существуют различные формы. Музыкальные данные у детей разные и нужен индивидуальный подход к детям, чтобы выявить эти данные у поступающих. Есть дети с точной, качественной интонацией. Они могут без проблем повторить любую мелодию. Некоторые дети хорошо слышат музыку, но не могут точно повторить мелодию: у них отсутствует координация между слухом и голосом. Обычно этим детям нравится сочинять и слушать музыку.
А некоторые дети не умеют ни одного, ни другого. Они лишь скандируют и не поют. У этих ребят обычно хорошее чувство ритма, а звуковысотность они определяют плохо.

На вступительных экзаменах многие дети волнуются, теряются, замыкаются в себе. Музыкальные способности таких детей сложно определить. В данном случае с ребенком следует поговорить, задать вопросы: как его зовут, в какую школу или садик ходит, на каком инструменте хочет играть, любит ли петь, какие песни знает. При этом обратить внимание на правильность речи, четкость дикции, поведение ребенка.

Задания на вступительном экзамене

На вступительном экзамене преподаватель-экзаменатор должен четко знать, какие задания будут даны детям для проверки музыкальных данных. Чтобы облегчить работу педагогам, предлагаю воспользоваться следующими заданиями.

Упражнения для вступительного экзамена

 Для скачивания  всех  упражнений кликните 

1 – игра «Эхо»
Преподаватель играет и поет отдельные звуки. Предложить ребенку послушать сыгранные и спетые преподавателем звуки и повторить их на слог «ля» или «та». – Выявление примарного тона – звука, который лучше всего звучит у ребенка, и от которого постепенно будет расширяться диапазон

2 – спеть песню, которую знает ребенок. Если будет затруднение с выбором песни, предложить исполнить мелодию, выученную на консультации. – Выявление точности интонации и выразительности исполнения

3 – отрывок данной песни спеть от разных звуков. – Определение диапазона

4 – сыграть не сложную мелодию и попросить ребенка повторить ее голосом на слог «ля» или «та». – Выявление наличия музыкального слуха и памяти

5 – сыграть короткую незаконченную мелодию. Задание – завершить мелодию голосом, довести до окончания. Предварительно привести пример, чтобы было понятно, что от ребенка требуется.

6 – прохлопать спетую ранее песню:

  • — для начала петь и хлопать в ладоши
  • — затем просто прохлопать ритм
  • — произносить текст и хлопать в ладоши ритмический рисунок
  • — прохлопать ритм и проговаривать на слог «та»

7 – сыграть два отрывка (в мажоре и миноре) и выявить, какая мелодия была веселая, а какая – грустная

8 – прочитать стихотворение – проверка выразительности и эмоциональности

9 – если ребенок справился, можно усложнить задания. Сыграть гармонический интервал или аккорд и попросить спеть звуки, которые он слышит

10 – определить высоту звуков, предварительно продемонстрировав высокие звуки (птички поют высоко в небе), низкие (медведь идет по лесу) и средние (звуки, которые мы можем петь, и которые расположены посредине фортепиано).
Затем предложить следующую игру. Ребенок сидит на стуле, руки на коленях. Когда звучат высокие звуки – ребенок поднимает руки вверх. Когда звучат низкие звуки – опускает руки вниз. Если звучат средние звуки – руки вытягивает вперед.

11 – определить движение мелодии – восходящее, нисходящее и мелодия на одном месте

12 – игра «Отгадай и сосчитай звуки».
Ребенок поворачивается спиной к инструменту, чтобы не видеть клавиатуру. Преподаватель играет отдельные звуки, гармонические интервалы и гармонические аккорды в широком расположении. Ребенок должен определить – сколько звучит звуков – один, два или много – три. Перед игрой нужно показать, как звучат отдельные звуки, а как – два и три звука вместе.

13 – игра «Найди звук». Преподаватель говорит, что будет играть одну из трех клавиш и показывает их на клавиатуре (например, до, ре, ми). Ребенок не глядя на клавиатуру слушает и запоминает звук, а затем ищет необходимую клавишу. Для наглядности клавиши слева и справа от до, ре и ми закрыть полосками бумаги, чтобы ученик знал конкретно, какие клавиши следует нажимать для поиска услышанного звука.

Все задания – мелодии и отрывки песен – нужно подготовить заранее, чтобы не сочинять по ходу экзамена.

К подготовке заданий и проведению экзамена следует отнестись ответственно. С детьми быть внимательными и приветливыми. Членам комиссии не отвлекаться и не разговаривать на посторонние темы и не обмениваться при ребенке своими мнениями по поводу его музыкальных данных.
После проведения экзаменов приемная комиссия под руководством директора обсуждает каждую кандидатуру и оценивает музыкальные данные поступающих – слух, память, ритм — и высказывают мнение по поводу общего развития ребенка.

На основании решения приемной комиссии директор музыкальной школы издает приказ о зачислении принятых в музыкальную школу детей с указанием отделения и инструмента.

Вот такая процедура приема в музыкальную школу и задания для проверки музыкальных данных абитуриентов. (Больше узнать о приеме в музыкальную школу).

Скоро начнутся вступительные экзамены в музыкальную школу, и я надеюсь, что статья будет полезной и для преподавателей, и для родителей будущих юных музыкантов.

Ирина Анищенко

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 2.33 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вокал в музыкальной школе, Блог Ирины Анищенко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: