План урока вокала

О планировании урока вокала, Планирование-основа уроков вокала, и поэтому в статье анализируются разделы, составляющие план урока.

Добрый день, коллеги!

Сегодня мы поговорим о планировании урока вокала.

Как провести урок, из каких частей состоит урок вокала – эти вопросы часто звучат в письмах подписчиков.
Как-то я прочитала, что любой, даже самый плохой план лучше импровизации. А импровизация – это хорошо выученные домашние заготовки.

И так,

Планируем урок вокала

При планировании урока вокала преподавателю необходимо помнить, что вся работа должна быть направлена на развитие музыкальных способностей детей, поддержание интереса к вокальному творчеству, овладение вокально-техническими навыками. Уроки вокала помогают ученикам стать свободными и артистичными. Все формы работы подчинены задаче – научить детей петь, и петь профессионально, чтобы голос был красивый, подвижный, полетный и пластичный.

На вокале преподаватель работает над чистотой интонации, а для этого нужно выработать координацию слуха и голоса. Над формированием четкой и выразительной дикции, ясной артикуляции, укреплением певческого дыхания. И, конечно же, на уроках вокала нарабатывается репертуар – учебный, концертный, конкурсный.

Распевание

Обязательная часть урока – различные упражнения и распевание.

Именно с распевания начинается вокал. Распевание – это своеобразный разогрев певческого аппарата. У меня были моменты, когда планировала больше времени уделить подготовке к концерту, и намеренно пропускала распевание. Но учащиеся настолько серьезно относятся к урокам, и понимают – в первую очередь необходимо распеться, что прямо заявляют: «А я еще не распевалась», «Мне нужно распеться».
Я уважительно отношусь к таким заявлениям, и, конечно же, начинаю распевать ученика.

Одна из задач распевок – расширение диапазона, когда небольшая по объему фраза повторяется по полутонам в восходящем и нисходящем движении. Попутно с расширением диапазона распевки решают и другие вокально-технические задачи. К распеванию можно отнести и пение вокализов – небольших произведений без слов. Исполняют вокализы на определенные слоги, гласные звуки, или сольфеджируют — то есть поют с названием нот.

Дикция и артикуляция

Следующим пунктом в плане урока может быть работа над дикцией – правильным произношением текста. В вокале есть свои правила произношения, и их нужно соблюдать. Можно проработать отдельно произношение согласных, гласных звуков и слогов. Поработать над скороговорками и чистоговорками.

Скороговорки следует произносить по несколько раз, четко, внятно и выразительно, обязательно в медленном темпе. Когда ученик справляется с поставленной задачей, темп ускоряется.

артикуляция

Чтобы работа над дикцией была результативной, нужно заняться артикуляцией. Артикуляция – это правильное очертание рта, определенное положение языка, нёба и гортани во время формирования звуков.

Работа над дыханием

Важный этап урока вокала – работа над певческим дыханием: укреплением дыхания, выявлением различий между речевым и певческим дыханием, закреплением трех фаз певческого дыхания: вдох, задержка дыхания, выдох.

Вдох нужно научить брать активно, в темпе произведения. Преимущество отдавать смешанному вдоху – носом и ртом одновременно. При вдохе только носом вдох получается шумным и долгим, этот вдох можно применять в произведениях медленного или спокойного темпа.
Если вдох только ртом – появляется сухость во рту.

Цифровая поэзия

Цифровая-поэзия

Интересная форма работы на уроке вокала – цифровая поэзия, где основа – это цифры и числа. Читать такую поэзию нужно вслух, выразительно, в разных темпах и в разном характере. Цифровая поэзия поможет в выработке эмоциональности и артистичности, а также сделает голос гибким и эластичным.

Параллельно преподаватель уделяет внимание тембру, резонаторам, умению петь с микрофоном.

Работа над репертуаром

После тренировочной части можно переходить к работе над репертуаром.

Пение может быть с аккомпанементом, с фонограммами и без сопровождения. Произведения должны быть разноплановыми и контрастными по характеру, стилю, темпу.
Рекомендуется планировать не только учебную программу, но и включать в план произведения концертные и конкурсные.

Итоги урока

В конце урока обязательно подведение итогов и домашнее задание, которое ученикам нужно выполнить к следующему уроку.

Вот примерно из таких блоков и состоит план урока вокала в музыкальной школе.

Коллеги, если у Вас есть  интересные формы работы, которые планируете для проведения урока, напишите, пожалуйста, в комментариях.

Спасибо за то, что поделились статьей с друзьями!

С уважением, Ирина Анищенко

Рейтинг
( 5 оценок, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вокал в музыкальной школе, Блог Ирины Анищенко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: