В музыкальной школе существует проблема оценивания выступления ученика на академическом концерте. Преподаватели по-разному подходят к оценке выступления, и порой у экзаменационной комиссии возникают разногласия.
Чтобы такого не было, необходимо выработать единые критерии оценивания выступления, утвердить их на заседании отдела и придерживаться этих требований при оценивании выступления.
Что же это такое – оценивание выступления?
Это результат подготовки учащегося, уровень его знаний и умений. Оценка может воспитывать – это средство поощрения или наказания. Оценки помогают выявить недостатки в работе, как ученика, так и преподавателя. Это результат отношения учащегося к учебному процессу.
Оценка на академическом концерте – это итоговый контроль, как и оценка семестровая, годовая, экзаменационная.
При оценивании выступления на академическом концерте баллы среднего уровня выставляются редко.
При достаточном уровне можно придерживаться следующих критериев:
- 7 баллов – ученик выучил произведение и исполнил. Но нет целостности, отсутствует чувство формы, недостаточное овладение штрихами, однообразный звук
- 8 баллов – учащийся овладел музыкальным материалом, но выступление сдержанное, мало эмоциональное, не выдержан динамический план
- 9 баллов – ученик овладел музыкальным материалом, присутствует ритмическая стабильность, переданы динамика и стилистические особенности. Но недостаточно выразительная интонация и фразировка.
Высокий уровень
- 10 баллов – произведение выучено основательно, передана стилистика. Выступление эмоциональное. Однако допущены мелкие погрешности в исполнении технических эпизодов.
- 11 баллов – выступление уверенное, эмоциональное, технически выверенное, переданы стиль и форма произведения.
- 12 баллов – учащийся чувствует стиль произведения. Выступление уверенное, стабильное, виртуозное. Присутствуют артистизм, сценическая свобода, интонационная гибкость.
В музыкальной школе занимаются учащиеся с различными музыкальными способностями. И существует гибкий подход к оцениванию выступления. Оценка может быть «индивидуальной». Поэтому важна словесная оценка. Объявив оценку, нужно разъяснить, за что выставлен такой балл, проанализировать выступление – что удалось, а над чем нужно работать.
Можно практиковать выставление самооценки – в основном, дети реально оценивают свои выступления.
При обсуждении выступления преподаватель для экзаменационной комиссии должен дать характеристику ученику и аргументировать предполагаемую оценку:
— возраст учащегося и класс
— музыкальные способности и возможности
— характер ребенка и отношение к занятиям
— соответствие произведений учебной программе
— оценка выступления и выполнение поставленных задач
При оценивании выступления комиссия может придерживаться следующего плана:
— драматургия произведения
— точное интонирование и качественная фразировка
— понимание выразительности музыкального языка
— донесение до слушателя содержания произведения
— динамический план произведения
— качественный звук
— профессиональные игровые навыки
— техническая оснащенность ученика