Первая встреча молодого преподавателя с учениками всегда ответственна и волнительна. У учителя возникает масса вопросов: что и как говорить, как вести себя с учениками, их родителями, коллегами…
Начальный этап работы преподавателя очень важен — закладывается фундамент дальнейшей успешной педагогической деятельности, и поэтому молодому учителю следует сразу определиться с задачами и целями своей работы.
.
Советы молодому преподавателю
Часто начинающие педагоги хотят вызвать интерес у детей, стараясь эмоционально объяснить новый материал, забывая о важной задаче – правильной организации работы учащимися на уроке.
Хорошо, когда дети внимательно тебя слушают, им нравится увлеченный преподаватель, они узнают запоминающиеся яркие факты.
Но важно, чтобы дети трудились и закрепляли полученные знания. А для этого очень важна организационная структура урока, дисциплина на уроке, авторитет учителя и деятельность учащихся.
.
Организация урока
Самое важное для детей и учителя – это работа учащихся на уроке.
Преподаватель может ярко изложить материал, но если не организован урок, если не акцентируется внимание детей на запоминании – не будет хорошего результата.
Это будет игра в одни ворота, когда преподаватель не получает отдачи, дети не вовлечены в работу, не активны, не загружены работой или занимаются посторонними делами.
Иногда ученики не мешают вести урок, но мыслями находятся далеко-далеко. Но бывает хуже, когда учащиеся, не загруженные работой, мешают другим детям и учителю.
Учитель делает замечания, отвлекается на некоторых учеников, и в результате нет организации работы всего класса.
В музыкальной школе на уроке специальности проще организовать работу ученика, так как форма обучения – индивидуальная. И все внимание уделяется одному ребенку.
Сложнее дело обстоит с преподаванием групповых предметов — сольфеджио и музыкальной литературы. Сказывается большая загруженность ребят. Кроме общеобразовательной школы многие посещают различные кружки. Да и в самой музыкальной школе большая нагрузка.
А тут еще непонятные сольфеджио и музыкальная литература!
.
Планирование работы
Хороший преподаватель как дирижер, которому подчиняется коллектив исполнителей. Поднял дирижер руки – все полны внимания, взмахнул дирижерской палочкой – слаженно заиграли.
Но чтобы так было, нужно объяснить дирижерские жесты, выработать определенные навыки в работе. То есть, ученики должны четко знать, что от них ожидают, и что требуют.
Поэтому, планируя урок, преподаватель, в первую очередь, планирует работу учащихся. И работа должна быть целесообразной и соответствовать определенным задачам.
При планировании первых уроков следует продумать: как учащиеся должны вести себя на уроке и донести эти требования до учеников. А также важно объяснить, для чего необходимо выполнение этих правил.
При объяснении важно избегать частицы «не». Например, требование «не опаздывать на урок» можно преподнести по-другому: урок начинается вовремя, для этого прийти лучше чуть раньше, чтобы успеть подготовиться к уроку.
Но если же это произошло, то не стоит выяснять причину опоздания на уроке и тратить время впустую. Можно опоздавшему ученику сделать приглашающий жест рукой и продолжить урок. Если не акцентировать внимание на опоздавшем учащемся, остальные дети тоже не будут отвлекаться.
Если преподаватель сам дисциплинирован – своевременно начинает урок, раньше назначенного времени не заканчивает урок, на уроке не беседует на отвлеченные темы, не занимается нудными нотациями – ученики будут вести себя соответственно.
Дети – умные создания, и понимают, где и как можно себя вести. Со временем у них выработаются правильные привычки поведения, например, уважительное отношение к старшим. Сразу же хочу добавить: нельзя воспитать уважительное отношение к старшим, если сам неуважительно относишься к ребенку.
.
Воспитание правильной привычки
Когда я училась в Могилевском музыкальном училище, там было неписаное правило, которое я не встречала больше ни в институте, ни в каком другом учебном заведении: если студенты даже не находятся на уроке, а просто сидят в фойе, то они должны встать и поприветствовать проходящего преподавателя.
И это было настолько естественно, что не требовалось никаких обсуждений. Сложилась традиция, которую подхватывали вновь поступившие студенты.
Но хочу добавить, что преподаватели вызывали чувство глубокого уважения, так как были настоящими профессионалами и настоящими людьми — умными, образованными, тактичными.
И студенты, в свою очередь, ощущали уважительное отношение к себе со стороны преподавателей.
Не знаю, как сейчас обстоят дела в этом коллективе – прошло много лет, но очень бы хотелось, чтобы эта традиция сохранилась.
.
Не читайте нотаций!
Очень хочется уберечь молодых преподавателей от привычки воспитывать и делать замечания ученикам при посторонних, кто бы это ни был — учитель или родитель.
Даже в такой, например, ситуации:
Возникают случаи, когда нужно зайти на урок к другому преподавателю.
Есть два варианта развития:
1 вариант. Учитель, который проводит урок: «Зашел преподаватель! Вас, что, не учили, что нужно вставать?» И еще на несколько минут монолог.
Я думаю, что у детей в таких ситуациях срабатывает защитная реакция – они отключаются, как гаснет выключенная лампочка, и не слышат нотаций.
2 вариант. Если у детей выработана стойкая привычка, они четко знают, что нужно сделать в определенной ситуации, им объяснили простые правила поведения, и для чего эти правила существуют, то естественно будет без всяких нотаций встать и поприветствовать, например, завуча, который зашел на урок.
Но зашел по делу, с определенной целью, не просто так. Просто так заходить на урок нечего – не следует отвлекать учеников и учителя. Для этого есть внеурочное время.
.
Взаимодействие учителя и учеников
Во время совместной работы происходит взаимодействие учащихся и учителя. Какими будут взаимоотношения — во многом зависит от того, как дети относятся к учителю: уважают ли, любят, прислушиваются ли к нему.
Именно на начальном этапе закладываются личные отношения учителя и учеников, когда с помощью преподавателя у детей появляются определенные привычки. Эти привычки закрепляются и переходят в образ действий.
И если у ребенка не воспитывать полезные привычки, то у них появятся привычки вредные. Выработанные привычки перерастают в устойчивое поведение и накладывают отпечатки на дальнейшую работу на уроке.
На начальном этапе молодому учителю приходится решать много вопросов. Но главным вопросом является умение выработать у учащихся правильный тип поведения. А для этого нужно развивать личностные отношения с детьми. Потому что все это скажется на дальнейшей эффективной работе.
.
Сколько времени длится начальный период деятельности молодого преподавателя?
Продолжается начальный период с первой встречи учителя с учениками и до выработки устойчивых отношений, когда для учащихся станет правильным определенный тип поведения.
Все хорошее и полезное, заложенное на начальном этапе, будет способствовать успеху в обучении и в складывающихся отношениях учитель – ученик.
А все упущенное и не выработанное – будет мешать в дальнейшей работе.
.
Ирина Анищенко