Для удачного выступления необходима серьезная подготовка, сценический опыт, профессиональные навыки и постоянная работа.
Когда у Антона Рубинштейна спросили, должен ли музыкант ежедневно упражняться, он ответил:
— Если я не упражняюсь один день, я сейчас же это чувствую, если два дня – это чувствуют мои пальцы, а если три дня не упражняюсь – это чувствует публика.
Требуются также психологические предпосылки — внутренняя собранность, концентрация внимания. Зная особенности темперамента, можно помочь ребенку-исполнителю хорошо выступить на эстраде.
.
Темперамент исполнителя и концертное выступление
.
Рассмотрим влияние темперамента музыканта на качество выступления
.
Музыканты флегматического склада, в основном, не испытывают дискомфорта на сцене. Им не нужно преодолевать стресс выступления.
Флегматичные меланхолики – во время выступления не обращают внимания на отвлекающие факторы, они все в музыке и не замечают, что происходит вокруг. Перед выступлением они мысленно проигрывают произведение и настраиваются на характер произведения.
«Чистые» сангвиники и флегматики спокойно реагируют на внешние раздражители и условия, связанные с выступлением.
Трудности возникают у сангвинических холериков во время выступления на академических концертах.
Сангвинические меланхолики испытывают сценический стресс, для преодоления которого не смотрят в зал, представляют, что зал пустой, и что они находятся в привычной, уютной обстановке. Этот тип испытывает радостные чувства, если комиссия оказывает внимание и поощрение. В ответ у них появляется чувство удовлетворения и комфорта.
Сангвинические холерики на открытом концерте полностью открываются, испытывают подъем, радость от выступления. А выступление на экзаменах, академических концертах для них — стресс. Иногда они впадают в уныние, если в зале мало слушателей.
В данном случае музыкантам нужно культивировать в себе ощущения воодушевления и радости от возможности выступить и поделиться своим мастерством со слушателями.
«Чистые» сангвиники встречаются редко. Они испытывают сценический стресс, для преодоления которого необходимо сосредоточиться только на выступлении и выполнении исполнительских задач.
Сангвинические флегматики чувствуют себя довольно уверенно на сцене. Им перед выступлением полезно представить себя в другой, спокойной обстановке.
.
Итак, подведем итоги
.
Исполнители с признаками сангвинического и флегматического типов справляются со сценическим волнением. Исключение – сангвинические меланхолики и некоторая часть флегматических меланхоликов, для которых выступление – стресс.
Больше всего сценические трудности и волнение испытывают холерический тип, холерические меланхолики, «чистые» холерики, а на экзаменах – холерические сангвиники.
Воодушевление испытывают на открытых концертах холерические сангвиники. А холерические флегматики уютно себя чувствуют как на открытых, так и на экзаменационных выступлениях.
«Чистые» холерики и холерические меланхолики, испытывая стресс, становятся очень возбужденными и не могут совладать с волнением. Этим типам следует заняться самовнушением: «Я спокоен, потому что готов к выступлению», глубоко подышать и не обращать внимания на внешние раздражители.
Холерические сангвиники неплохо чувствуют себя и на экзаменах, и на открытых выступлениях. Для них очень важен эмоциональный контакт со слушателями. И если такой контакт налажен, испытывают приятные ощущения от выступления.
Уверенны на сцене и холерические флегматики, особенно, если комиссия и зал внимательны и благосклонны к исполнителю.
Чаще испытывают стресс меланхолические холерики, меланхолики, часть меланхолических сангвиников, реже – меланхолические флегматики. В классе они – отличные исполнители, а на сцене – непредсказуемы. У них срыв может вызвать любая помеха – шум в зале, невнимание со стороны слушателей. И от этого часты сценические срывы, боязнь комиссии, неумение совладать с собой. Музыкант отлично готов, но что будет на концерте – никто предсказать не может.
Этим музыкантам следует внушать уверенность в своих силах и мастерстве и внутренне хвалить себя, а не заниматься самобичеванием.
Итак. Непредсказуемы на сцене, постоянно сбиваются, допускают промахи холерические меланхолики, холерики, меланхолические холерики. У холерических сангвиников открытый концерт вызывает воодушевление, а академический – напряжение.
Холерические флегматики и часть меланхолических флегматиков уравновешены на сцены.
Уютно, комфортно чувствуют на сцене сангвинические флегматики, флегматические сангвиники, сангвиники. А сангвинические холерики себя лучше чувствуют на сцене, чем в классе.
.
Для успешного выступления перед концертом следует выполнять упражнения:
.
— проиграть программу в медленном темпе, анализируя произведение
— проработать сложные места, пропеть и представить мысленно эти эпизоды, проработать переходы между частями и разделами произведения
— осознать форму произведения, иметь теоретические знания о тональности, гармониях, представлять аккорды пьесы
— перед началом исполнения обязательна пауза – собраться с мыслями,
представить начало произведения, мысленно проиграть начало и определиться с темпом
— досконально знать произведение, уметь представить звучание произведения, уметь начать играть с любого места, анализировать наперед – что предстоит играть
— перед началом игры – обязательна психологическая настройка
Желаю удачного выступления!
С уважением, Ирина Анищенко
Предлагаю прочесть статью «Темперамент учащихся»