Логический анализ текста

Анализ текста
При разучивании вокального произведения необходимо обязательно сделать логический анализ текста. С помощью логического анализа текста исполнитель сможет лучше понять замысел автора и правдиво передать содержание произведения. Анализ текста важен и для лектора, и для актера, и для преподавателя. Благодаря логическому анализу текста их выступления будут более убедительными, а речь – грамотной и выразительной.

Логические паузы и речевые такты

Устная речь делится на предложения и фразы.
Фраза – это смысловая часть, которую составляет одно или несколько слов. Смысловые группы слов в средине фразы — это так называемые речевые такты. Они состоят из слов, образующих группу, относящуюся к главным членам предложения — подлежащему, сказуемому, или к дополнению, определению, обстоятельству. В речевых тактах интонационно выделяются определенные слова. Такое выделение называется логическим ударением.
Речевые такты разделяются между собой паузами. Паузы могут быть разными по продолжительности и называются логическими паузами. В речевых тактах слова произносятся единым целым, как одно слово.

 

Логические паузы и их разновидности

 — люфт пауза – короткая пауза для добора воздуха или для эмоционального выделения определенного слова. Например, «Да это же ‘ Бах! А не Моцарт!» В музыке, в частности, в вокале, мы говорим «цезура», когда нужно отделить одно построение от другого.
| — пауза, разделяющая речевые такты и предложениями, связными по смыслу
|| — более долгая пауза между предложениями
||| — долгая пауза, разделяющая предложения, смысловые части

Законы логики речи

 Логический анализ текстаСуществуют определенные законы логики речи. И эти законы должны знать вокалисты, актеры, спикеры. Речевые законы помогают понять, правильно передать и озвучить мысль автора. В основе – правила морфологии, синтаксиса, изучающих взаимосвязи слов, составляющих предложения. Смысловые связи помогают объединению слов в группы и словосочетания. Например, «В среду в музыкальной школе состоится академический концерт».

Смысловые связи слов в данном предложении следующие:
Состоится концерт – связь подлежащего (концерт) и сказуемого (состоится).
Слово «академический» группируется по смыслу с подлежащим «концерт». Поэтому эти слова произносятся одним речевым тактом – «состоится концерт».
«В среду» группируется по смыслу со сказуемым «состоится».
«В музыкальной школе» тоже группируются со сказуемым «состоится» — «в музыкальной школе состоится». Между этими речевыми тактами – логические паузы:
В среду | в музыкальной школе | состоится академический концерт.
1 такт             2 такт                                          3 такт

Особое внимание следует уделять речевым закономерностям в сложных предложениях. Разберем пример:
«Дети, которые учатся в музыкальной школе, более общительные и эмоциональные, чем их сверстники, не занимающиеся музыкой»

Смысловая связь: Главное предложение «Дети более общительные и эмоциональные»,  ему подчиняется предложение «которые учатся в школе»:
Дети, || которые учатся в музыкальной школе, || более общительные |и эмоциональные, || чем их сверстники, |не занимающиеся музыкой.

Логические паузы и их распределение

Логические паузы делаются в предложениях между группами подлежащего и сказуемого,  перед союзом «и». На обязательное присутствие логических пауз указывают двоеточие, точка с запятой, тире, точка, запятая (за редким исключением, разберем чуть ниже).

Пример:
«Ученики, родители и преподаватели – внимательно слушали выступление скрипача». Предложение делится на следующие речевые такты:
Ученики, | родители | и преподаватели-  || внимательно слушали | выступление скрипача.
1 такт          2 такт           3 такт                                4 такт                                         5 такт

"Музыкальное произведение, | написанное в пятнадцатом веке, || исполняется | на протяжении многих веков || и входит | в концертные программы | известных музыкантов.

Рассмотрим еще пример:
«Ученик, выслушав указания преподавателя, начал играть более эмоционально и с правильным ритмическим рисунком»
Ученик, || выслушав указания преподавателя, ||начал играть более эмоционально | и с правильным ритмическим рисунком».

Исключения

Не отделяются логическими паузами:
— Обращения, стоящие в средине и в окончании фраз: «Спасибо, музыка, тебе | за радость и печаль». Слово «музыка» не выделяется в данном случае логической паузой.
Однако, если обращение в начале фразы, оно выделяется речевой паузой. Пример: «Музыка,|| как много смысла |в этом слове».
— В сложноподчиненных предложениях, которые связывают слова: для того, чтобы; потому, что; т о, что; все, что. Пример: «Я играю вам, дорогие друзья, || для того, чтобы вы прочувствовали стройность |и логичность построения формы». В данном случае обращение «дорогие друзья» также не выделяется логической паузой. Фраза «Для того, чтобы вы почувствовали стройность» группируется в один речевой такт.

Логические ударения

Мы поговорили о расстановке логических пауз и разделении речевых тактов паузами. Руководствоваться при этом нужно логикой мышления.
А сейчас остановимся на логических ударениях. В речевых тактах, обычно, главными словами выступают подлежащее, сказуемое. В зависимости от текста могут выделяться местоимения, обстоятельства, числительные, прилагательные. Но главными словами никогда не выступают и не выделяются голосом частицы и союзы.

Для определения логических ударений нужно проанализировать текст и познакомиться с содержанием. А также следует знать общие правила постановки ударения.

 

Правила логических ударений

.
— Часто логическое ударение приходится на последнее слово в речевых тактах – фразе. Если важного слова нет в начале или в середине фразы, то выделение голосом последнего слова  подчеркивает смысловую неразрывность мысли: «Дети изучают в музыкальной школе сольфеджио». Если для нас важно указать место, то нужно написать так: «Дети изучают сольфеджио в музыкальной школе».

.
В названиях, образованных несколькими словами, акцентирование приходится на последнее слово: «Начальное учебное заведение музыкальная школа» — логическое ударение приходится на последнее слово «школа».

.
— Выделяются голосом перечисления и противопоставления:

«Звучали нежно скрипки, им мягко отвечали виолончели».
«Мелодия звучала некоторое время, но неожиданно затихла».
«С дыханием играем, с дыханием поем».

.
— В сочетании двух существительных, когда второе в родительном падеже – логическое ударение ставится на втором слове: учащиеся вокального отдела, заседание педагогического совета.
Однако, если необходимо уточнение – ударение меняется на более важное слово – учащиеся фортепианного отдела, а не хорового.

.
Словосочетание прилагательного перед существительным – ударение на втором слове: великий композитор, зарубежная литература, проникновенная музыка.

.
— В словосочетании определение после существительного – логическое ударение ставится на определении: «Музыка, || проникновенная и трогательная, звучала со сцены».

.
— Если слово повторяется несколько раз, то его нельзя произносить на одной динамике. – «Дыхание, дыхание, дыхание – оно очень важно для всех». При нарастании динамики последующее слово произносится с энергией, и самое яркое слово – последнее в этой группе. Если же происходит затухание динамики, то первое слово будет самым ярким.

.
— В группе подлежащего и сказуемого ударение ставится на сказуемом, если для нас важно действие. Если же важен предмет – ударение ставится на существительном – «Композитор пишет музыку, а поэт – сочиняет слова».
«Композитор сочиняет музыку, а музыкант – исполняет».

Вот такие правила нужно знать лектору, вокалисту, актеру.
Применяйте законы логического анализа текста, и ваша речь будет грамотной, выразительной и убедительной. И успех будет сопутствовать Вам.

Не забудьте рассказать о статье друзьям в социальных сетях, а также напишите в комментариях, что Вы делаете, чтобы речь была яркой и притягательной для слушателей.

С уважением, Ирина Анищенко

 

 

Обсуждение: 7 комментариев

  1. Ирина:

    Спасибо за статью, есть такое высказывание «заговори,чтобы я тебя увидел», от того как человек говорит зависит какое впечатление он производит. Грамотная речь точно путь к успеху как в коммуникации, так и во всех областях.

    Ответить
  2. Полностью с Вами согласна, Ирина

    Ответить
  3. Клеопатра:

    Изучение знаков препинания в авторском тексте органично связано с логическим анализом текста, является частью этого процесса и подчинено основной задаче исполнителя – вернее и глубже передать идею, главную мысль произведения, свое отношение к происходящему.

    Ответить
  4. Медея:

    Знаки препинания возникли сначала из потребности разделить письменный текст на определенные части в соответствии со смысловой структурой устной речи. А затем, с развитием литературы, возникла необходимость указать на связь одной мысли с другой, на выражение определенных чувств.

    Ответить
  5. Дильназ:

    Используя указанные приемы, читатель достигает глубокого и отчетливого понимания текста и лучше, острее замечает всякого рода несообразности в нем.

    Ответить
    1. Дильназ, спасибо за комментарий. Действительно, для читателя важно понять и осознать текст. А для вокалиста — еще и донести смысловое содержание.

      Ответить
  6. Хесения:

    А.П.Чехов называл знаки препинания «нотами при чтении». Если в средней школе пунктуация изучается для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания на письме, то в педагогических вузах следует развивать особое внимание к индивидуальной авторской пунктуации, понимать смысловые и выразительные функции знаков препинания при воплощении авторского текста в устный рассказ.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2018 Вокал в музыкальной школе