Мы все хотим, чтобы наши дети были воспитанными, культурными, гармонично развитыми.
Большую роль в гармоничном воспитании играет музыка, так как музыка – самый действенный метод воздействия на человека.
Музыка затрагивает внутренний мир человека, вызывает эмоциональный отклик.
В Древней Греции воспитание основывалось на принципах гармонии и всестороннего развития. И музыка занимала значительное место в системе гармоничного воспитания.
Греки считали, что музыкальные гармонии и ритм вносят гармонию и порядок в мысли и деятельность человека. А потому для формирования гармонично развитой личности необходимо музыкальное воспитание, которое положительно влияет на развитие образного мышления и памяти.
Музыкальное развитие ребенка
Музыкальное развитие ребенка необходимо начинать как можно раньше. Уже в утробе матери ребенок реагирует на мелодичные напевы колыбельной, а в дальнейшем выясняется, что детям больше нравится музыка, которую слушали родители, и которая звучала в доме до рождения ребенка. И нужно постараться, чтобы музыка в этот период была благозвучной.
В гармоничном воспитании большую роль играет не только слушание музыки, но и обучение игре на музыкальных инструментах. У детей, занимающихся в музыкальной школе, лучше развита память, координация движений, они более эмоциональны и свободны.
Учеными доказана взаимосвязь моторики и деятельности мозга. Во время игры на музыкальных инструментах сигналы от нервных окончаний кончиков пальцев передаются в мозг.
Занятия вокалом оказывают положительное влияние не только на эмоциональное состояние ребенка, но и на умственное развитие. А также укрепляет здоровье детей, так как пение связано с дыханием и с укреплением голосовых связок.
У человека, занимающегося вокалом, обычно четкая, выразительная речь и красивый, гибкий, подвижный голос.
Чтобы ребенок занимался музыкой, нужна увлеченность и желание.
Музыка должна звучать не только как задание урока, но и в форме концерта. Ребенок должен чувствовать поддержку и восхищение родных и близких, и понимать важность своих занятий.
Недаром в семьях известных музыкантов и композиторов все любили музыку, занимались домашним музицированием, играли и пели.
Задача музыкальной школы
Задача музыкальной школы – воспитать гармоничную личность, образованного музыканта, который любит и понимает музыку. В процессе обучения в музыкальной школе должен преобладать позитив от общения с прекрасным искусством, от возможности выступать на сцене, от возможности получения новых навыков и знаний.
Маленький ребенок любознателен, ему многое интересно, он хочет многим заняться и многое познать. Взрослые должны использовать это стремление как возможность обучить и развить ребенка. Но делать это нужно в игровой форме, потому что ребенку все интересно, и потому он стремится переключиться на что-то новое, и долго удержать внимание маленького ученика сложно.
На этом этапе важная цель – воспитание, формирование личности с помощью музыки. Необходимо больше слушать качественную музыку, больше играть. Дети все в себя впитают, научатся воспринимать музыку и понимать.
Только вовлечение в активную музыкальную деятельность поможет в становлении гармоничной личности: обучение в музыкальной школе, посещение массовых коллективов, выступления на академических концертах, различных мероприятиях, участие в конкурсах.
Большое значение в гармоничном развитии ребенка играет взаимосвязь семьи и школы, заинтересованность родителей, их помощь и поддержка. Благодаря занятиям музыкой ребенок научится не только слышать, но слушать музыку, чувствовать ее и осознавать себя творцом-исполнителем.
Все это возможно только благодаря «живому» общению с музыкой, «живому» исполнению на музыкальных инструментах или пению..
Ирина Анищенко