Мы часто слышим от родителей: не хватает времени, целый день на работе, одолели проблемы – обуть, одеть, накормить.
Все так, но время уходит, дети взрослеют. Не успеешь оглянуться, а ты своему взрослому ребенку уже и не нужен. И вот тогда родителям захочется внимания и общения.
Помните поговорку – как аукнется — так и откликнется?
Послушайте пение лягушки
В нашей музыкальной школе много учеников из многодетных семей. Как правило, обучается все семейство, а не кто-то выборочно из детей. И что удивительно, эти дети не только опрятны, дисциплинированны, у них есть интерес к занятиям, они приветливы, общительны, дружны, хорошо учатся. И на семерых детей – всего лишь два человека – папа и мама, которые все успевают.
Так может проблема не в тяготах жизни, а в нас самих – взрослых людях?
Помню, когда мои дети ходили в садик, часто были задания для родителей – сходить с ребенком на пруд и послушать, как поет лягушка; посмотреть, как желтеют листья, рассмотреть снежинку, собрать природный материал, спеть ребенку колыбельную.
Задания были оформлены в виде плаката, просто информация, которую родители получали, когда приводили или забирали детей. Никакого принуждения – хочешь заниматься с чадом – выполняй задания.
Есть выражение – прежде, чем воспитать детей, нужно воспитать их родителей.
Так может и правильно то, что родителям нужно давать задания, может не все знают, как организовать общение с детьми. И такие задания помогут родителям вовремя наладить взаимоотношения в семье. А выиграют от этого все – и дети, и родители, и школа.
Для родителей учеников музыкальной школы такими заданиями могут быть:
- посещение спектаклей, концертов профессиональных музыкантов совместно с детьми и преподавателями. А после концерта обязательно поделитесь своими впечатлениями. Поинтересуйтесь у ребенка, какой исполнитель и какое произведение ему понравились и почему. Приучайте ребенка высказывать свои мысли.
- следующее задание – посещение концертов, в которых принимает участие ваш ребенок. И имейте мужество добыть до конца концерта, а не уходить сразу после выступления своего чада, да еще и его увести с собой. «Прежде, чем воспитать ребенка, нужно воспитать родителей» — как точно подмечено. Похвалите ребенка за выступление, за смелость, подчеркните его профессиональный рост. А потом уже обсудите, над чем нужно работать дальше, ведь предела для совершенствования нет.
Всегда ищите преимущества в ребенке, недостатки искать не приходится — они всегда на поверхности. Однако недостатки можно исправить, но без иронии, обвинения, с помощью понимания и любви к своему ребенку.
- очень важное задание родителям — участие в мероприятиях — подготовить выступление на родительском собрании, спеть или сыграть в концерте.
В нашей школе традиционным стало мероприятие «Мама, папа, я – музыкальная семья». Оно проходит на одном дыхании. Вот только жаль, что мало родителей выявляют желание участвовать. Зато нужно видеть радость и гордость детей, чьи родители выступают со своим ребенком в одной команде.
Воспитание и детей, и родителей – процесс длительный. И эти формы работы обязательно со временем принесут положительные плоды.
Одно я знаю – и родители, и их дети будут всегда с теплотой вспоминать все совместные мероприятия. Я, например, до сих пор помню, как слушали пение лягушки. Тогда я думала, какой абсурд. А позже поняла, как же это здорово – слушать пение лягушки со своими детьми.
А поэтому хочу посоветовать: Родители, будьте доступными для детей. И если ребенку нужно ваше внимание, совет – не отмахивайтесь от него, отложите все свои дела ради общения и находите время для общих занятий и совместного отдыха с детьми. Если у вас нет времени на собственного ребенка сегодня, то у взрослого ребенка не будет времени, да и желания, на общение с вами завтра.
Взрослые! Запомните! Ребенок имеет право быть услышанным.
Ребенку важно знать, что вы его любите и цените!