Преподаватели музыкальных школ часто сталкиваются с проблемой недостаточного обеспечения методической литературой, тем более – литературой качественной и полезной. Педагогам, у которых есть опыт, свои наработки, желание поделиться результатами с коллегами, следует активнее включаться в методическую работу. Такая форма работы принесет обоюдную пользу, как авторам, так и другим преподавателям, которые изучат и внедрят новые технологии в своей работе, результат – повышение профессионального мастерства и качества обучения.
Сегодня мы поговорим о том, как написать методическую разработку и правильно ее оформить.
Методическая разработка – что это?
Методическая разработка является пособием, в котором автор описывает свои формы и методы работы по преподаванию и изучению конкретного курса или темы.
.
Это может быть разработка
- конкретного урока
- комплекса уроков по определенной теме
- авторская методика преподавания конкретной дисциплины
- разработка, основанная на применении новых форм медиа педагогики
- выработка общего подхода к обучению и воспитанию
- разработка инновационных и интерактивных методов обучения
Для написания методической разработки автору необходимо иметь:
— опыт работы по теме, которую он собирается освещать
— наличие результатов работы по данной тематике
— наличие наработок, конспектов проведенных занятий по данной теме
Тема работы должна быть актуальной и интересной большому кругу читателей, в данном случае – преподавателям
.
Инструкция написания методической разработки
1. Выбор темы. Это должна быть тема, интересующая, в первую очередь, самого автора. Но не просто интересующая, а тема, которую педагог уже давно разрабатывает, и обладает знаниями и обширной информацией по данной тематике. Тема должна быть актуальной и востребованной.
2. Определение цели методической работы. Если это разработка определенного урока, то цель, вероятнее всего, — выработка конкретных навыков учащихся. И достигается эта цель в ходе одного урока. Для объемных разработок цели будут более глобальными.
3. В самом начале работы необходимо провести начальную диагностику знаний и качеств учащихся, которые в ходе эксперимента вы хотели бы сформировать. Определиться — что нужно сделать для достижения более высокого уровня в работе по данной теме, и в каком направлении вы будете двигаться.
4. Обязательно изучите литературу по данной теме, законспектируйте, выпишите полезное и интересное для работы. Составьте план и начинайте накапливать материал. После проведения определенного количества уроков с применением запланированных форм и методов организуйте следующую диагностику, сравните результат и определите эффективность вашей методики.
5. Изложение материала должно быть логичным и систематизированным, язык изложения – грамотным и убедительным.
План методической разработки
После выполнения предыдущих пунктов приступайте к составлению плана и написанию методической разработки.
Структура методической разработки:
- Аннотация.
- Содержание.
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
- Список использованных источников.
- Приложения.
Аннотация. В аннотации указывается существование проблемы по данной тематике и кому предназначается методическая разработка.
Введение. Во введении нужно объяснить, почему вами выбрана данная тема, ее актуальность, освещение темы классиками — признанными педагогами с обзором изученной литературы,
ваше видение и развитие основных положений и методов в методической разработке. Введение должно быть небольшим, объем – две-три страницы.
Основная часть – объемная, она требует разделения на подпункты. Вначале необходимо указать на важность темы, как долго вы изучаете данную проблему, сколько времени отводится на изучение, что в результате получат учащиеся – какие навыки и умения сформируются в ходе изучения данной темы. Обязательно нужно определить связь рассматриваемой тематики с другими дисциплинами и частями курса. Затем идет описание форм и методов, применяемых вами в процессе работы, приводится сравнительный анализ начальной и итоговой диагностики.
.
Возможные разделы основной части:
- описание темы
- планирование по изучению темы, предполагаемое на изучение количество часов, рекомендации по изучению темы
- навыки, полученные или закрепленные учениками в ходе изучения темы
- взаимосвязь темы с другим изучаемым материалом и обзор меж предметных связей
- анализ методики, представленной в методической разработке
Планируя изучение темы, следует
- определиться с перечнем вопросов, которые должны освоить ученики
- продумать примеры, подготовить практические задания, наглядные материалы, контрольные мероприятия
- проанализировать формы работы и технологии, которые будут применяться при изучении данной темы
В заключении даются выводы – польза и результативность предложенной методики.
Обязательно указывается список использованной литературы. А в приложении приводятся схемы, таблицы, графики, наглядно оформляются сравнительные результаты эксперимента.
Оформление методической разработки
Существуют определенные требования к написанию методической разработки, и их следует придерживаться при написании.
.
1. На титульном листе указывается наименование вышестоящей организации и полное наименование вашего учреждения, вид работы и название. Внизу титульного листа указывается место и год издания.
.
2. На обороте титульного листа указываются данные о работе, и помещается аннотация. Ниже приводятся данные заседания комиссии, на которой рассматривалась рукопись с перечислением участников комиссии.
.
3. При оформлении текста следует оставлять поля по два сантиметра с каждой стороны. Номера страниц – арабские цифры внизу страницы. На титульном листе номер страницы не указывается, но вносится в общее количество. Размер шрифта – 12 или 14, между строками одинарный интервал. Используется красная строка в абзацах. Текст выравнивается. Объем работы – не менее 24 печатных листов. Основная часть должна составлять не менее половины работы.
.
4. Приложения приводятся в конце работы в порядке их появления в тексте, страницы нумеруются арабскими цифрами. Каждое приложение располагается на новой странице. В тексте основной части – ссылки на приложение.
.
5. Указывается список использованной литературы. Если же работа имеет чисто практическую направленность, литература может не указываться.
Вот такие рекомендации и правила написания методической разработки.
.
Удачи в методической работе, уважаемые коллеги!