Вокально-технические навыки

Вокально-технические навыки относятся к двигательными навыками. А двигательные навыки – это условные рефлексы, которые нужно выработать и закрепить.

vokalistka-na-sceneФизиологическая основа вокально-технических навыков

По утверждению физиолога Сеченова любая деятельность человека – это результат мышечных движений. Это утверждение относится и к вокально-техническим навыкам, так как вокально-технические навыки тоже являются двигательными навыками. А двигательные навыки – это условные рефлексы, которые нужно выработать и закрепить.

Решающая роль в процессе формирования вокально-технических навыков принадлежит преподавателю, который своим словом оценивает действия ученика, объясняет, корректирует, приводит пример верного звучания. И в результате у ученика вырабатываются и развиваются слуховые и мышечные ощущения.

Любые движения, в том числе и движения голосового аппарата, анализируются и синтезируются корой головного мозга. Головной мозг управляет голосовым аппаратом с помощью нервных импульсов. Нервные импульсы корректируют мышечные движения голосового аппарата. То есть, формирование вокально-технических навыков имеет физиологическую основу и во многом зависит от нервной системы и ее деятельности, от развития взаимосвязей между слуховыми и мышечными ощущениями голосового аппарата.

Любой вид деятельности связан с выработкой определенных технических навыков. Постановка голоса, обучение пению – это выработка вокально-технических навыков. На формирование данных навыков большое влияние оказывает анатомия строения голосового аппарата и отношение ученика к обучению – способности, желание, интерес, настойчивость и работоспособность.

Обучаясь вокалу, очень важно уметь контролировать и анализировать свои ощущения во время пения – мышечные, слуховые, вибрационные. Это ощущения на твердом нёбе, нёбной занавеске, гортани, трахее, области груди и лица, брюшной полости.
Ощущения певца связаны с наблюдением, вниманием, памятью, то есть, исполнитель всегда должен анализировать исполнение, быть внимательным.

Как мы знаем, у детей – начинающих исполнителей – развито непроизвольное внимание – они часто отвлекаются и занимаются тем, что им интересно. Выработать же произвольное внимание – задача преподавателя. Развивать внимание нужно постоянно, последовательно приучать учеников быть внимательными при выполнении небольшого и конкретного задания. Внимание более активно утром, после ночного сна и отдыха. Есть выражение «Лучший отдых – смена вида деятельности». Это выражение нужно взять на вооружение и в процессе обучения применять различные формы работы, чтобы переключать внимание.

Занимаясь вокалом, приходится запоминать большое количество текстов. В основе запоминания лежит повторение. Но нужно избегать неосознанного повторения. При выучивании текстов следует подключить логику и образность. И тогда мы выработаем хорошую память, а именно, будем быстро запоминать, долго сохранять и точно воспроизводить выученный материал. В процессе занятий музыкой, в частности вокалом, развивается зрительная, слуховая, логическая, музыкальная память.

В работе вокалиста большое значение играет эмоциональное состояние. В удрученном состоянии не может быть качественной работы – и память, и мышление отказываются работать в этом состоянии. И поэтому на занятиях должна царить атмосфера доброжелательности и оптимизма.

urok
Но бывает так, что ученик чрезмерно старается выполнить техническую задачу, которая пока ему не по силам. И от этого возникают нервозность и напряженность. Следует помнить, что обучение – длительный процесс, и сложности преодолеваются постепенно.

Бывают случаи напряженности, когда ученик не уверен в своих силах, он застенчив, робок. Этот недостаток устраняется тоже постепенно: уверенность вырабатывается в результате концертных выступлений и с помощью педагога – его одобрения и поддержки.

Вырабатывая и совершенствуя вокально-технические навыки, преподавателю необходимо давать ученикам посильные задания и определять конкретную задачу, которую должен выполнить ученик. В работе следует опираться на положительный опыт ученика.

vokalistka

Для выработки вокально-технических навыков важно понимание предпринимаемых действий и осознанное отношение к учебному процессу. А для положительного результата важно стремление, воля и желание познавать новое. И все это – труд, без которого не может быть творчества. Вокальное же творчество предполагает необходимость овладения вокально-техническими навыками и применение их на практике.

Но, даже овладев этими навыками, у каждого исполнителя будет свой результат, потому что большое значение имеют природные данные и особенности деятельности нервной системы, которые характеризуют такое понятие, как «талант» — то есть комплекс развитых способностей, без которых невозможна творческая деятельность.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вокал в музыкальной школе, Блог Ирины Анищенко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: