Сегодня мы поговорим об очень важной теме – о здоровье детей, и более конкретно, о здоровье детей – учеников музыкальной школы. А также о взаимодействии успехов в обучении с физическим и психологическим состоянием ребенка.
Проработав много лет преподавателем музыкальной школы, могу с уверенностью сказать, даже не опираясь на научно-медицинскую точку зрения: здоровье и успеваемость взаимосвязаны.
Конечно же, успешность обучения зависит от многих факторов: от желания и мотивации, от бытовых условий и взаимоотношений в семье, стремятся ли родители дать образование детям, или для них ребенок – обуза?
Распорядок дня
Будем отталкиваться от того, что ребенок в семье желанный, и родители хотят, чтобы он был умным, образованным, эрудированным, всесторонне развитым, и поэтому привели свое чадо в музыкальную школу.
Родители еще не знают, какие трудности и нагрузки ожидают их детей в течение ближайших 6-8 лет! Это вариант, если родители не обучались в музыкальной школе. Если же обучались, то они осознанно берут на себя ответственность за обучение во второй, музыкальной, школе.
Нагрузки, конечно же, серьезные – после общеобразовательной школы – в музыкальную, а дома ждут уроки по многочисленным предметам.
Зачастую, ученики даже не успевают пообедать, сразу спешат на музыкальные занятия.
Мой совет родителям – при составлении расписания главный приоритет – комфорт ребенка. В начале учебного года попросите преподавателя, по возможности, составить удобное расписание. Учтите время окончания занятий, и необходимое время, чтобы добраться без опозданий до музыкальной школы, а также расписание кружков, которые будет посещать ученик. Если ребенку удобнее после уроков сначала прийти домой – замечательно! – Можно переодеться, покушать, подготовить принадлежности для занятий музыкой.
Но есть и другой вариант — музыкальная школа рядом с общеобразовательной, а дом – далеко. Тогда нужно просить поставить уроки сразу после общеобразовательной школы.
Здоровое питание
В любом из этих вариантов необходимо решить вопрос питания. В основном, конечно же, дети едят в школе, но многие жалуются – не вкусно готовят, или готовят то, что ребенок не любит. Родители дают детям деньги на карманные расходы. Вы бы видели, что они покупают – чипсы, газированные напитки, пирожки, от которых несет пережаренным подсолнечным маслом.
И так изо дня в день. Какое может быть здоровье от такого питания? Какая энергетическая ценность этих перекусов?!
В итоге, дети полные, но голодные. А какая учеба может быть у голодного ребенка, жалующегося на боли в желудке?
Это серьезная проблема, которую нужно решать на разных уровнях, ведь здоровые дети – здоровая нация. Но ждать решения некогда – дети растут и скоро превратятся в больного взрослого.
Однажды я была на лекции, где поднимался вопрос здорового питания детей. Разрешите привести несколько примеров из выступлений педиатров и нутрициологов:
В современной фармакологии в день появляется около 500 новых наименований, от которых вреда больше, чем пользы – вспомните любую аннотацию лекарства с противопоказаниями – это же целая простыня! Тем более что лекарство – это продукт химической промышленности, который не выводится в полной мере из организма.
По статистике, приводимой США, после сердечных заболеваний на втором месте — заболевания, связанные с последствиями применения лекарств.
Правильное же питание, как следствие общей культуры человека, продлевает жизнь в среднем на 20 лет.
Только задумайтесь — 30% всех продуктов, которые мы употребляем, сфальсифицированы. Например, 80% сгущенки, 10-15% молока и творога.
К четырнадцати годам дети приобретают хронические заболевания, у некоторых детей их можно насчитать до десятка.
80% болезней можно предотвратить. В первую очередь мы должны думать о ценности пищи. Например, женщинам необходимо до 2000 калорий, мужчинам – до 3000, а принимаем мы приблизительно 7-9 тысяч калорий.
Как узнать размер желудка? – Это ваш кулак! А теперь представьте кулачок ребенка – сколько пищи может поместиться в желудке? Вместо этого мы часто слышим: ешь! (приказным тоном), за папу, за маму (уговаривая). Подсовываем мультик, чтобы ребенок даже не заметил, что он ест.
Здоровые дети
Конечно, родителям сложнее составить полноценный рацион, проще заставить чадо есть больше. И со временем это входит в привычку – человек много ест, постоянно чувствует голод, потому что нет культуры питания, употребляется много не полезной пищи.
Поговорим об углеводах. Во всех изготовляемых продуктах уже есть сахар – в хлебе, макаронах, кофе, печенье… Приблизительно 1 ложка пищи равна 15 г углеводов. Допустим, ребенок съел на завтрак 5 ложек какой-либо пищи. На обед может быть суп, гречневая каша, биточек куриный, сок – около 12 ложек. На ужин еще примерно 4 ложки. И еще добавьте различные сладости, газировки, мороженое. Умножаем 15 г на количество ложек съеденной пищи. И в результате, в день съедается около одного литра сахара!
Выход? – Воспитывать себя, и своим примером детей правильно питаться, не пичкать детей едой, питаться дробно – раз пять в день. Заменить газировки обычной чистой водой. Помните, соки – это тоже еда. Готовьте детям овощные салаты, рыбу, приучайте детей всегда завтракать: «Тебя ждут великие дела, а для великих дел нужен полноценный завтрак. А желудку нужна клетчатка, которая, словно ершик, почистит кишечник и выведет из организма все шлаки, вирусы, грибки. А если организм чистый – нет болезней.
Слышали выражение «желчный человек»? Так называют злобных и угрюмых людей. Но тому есть причина, и связана она с желчью. Желчный пузырь вырабатывает желчь, и ночью, кстати, тоже. Желчь нужна для переработки твердой пищи. Вот почему рекомендуют съедать сначала овощные салаты.
Если питание не поступает, желчь сгущается, и со временем сгустки превращаются в желчные камни. Но это еще не все. Желчный пузырь регулирует нервную систему – отмечается взаимосвязь состояния желчи, какая она – густая, тягучая, редкая — с типом темперамента: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.
Интересно, а ваш ребенок как питается? А кто он по типу темперамента? Проанализируйте!
Мы поговорили о питании детей. Выше приведены выдержки из беседы на медицинскую тему. Я ни в коем случае не претендую на роль сведущего специалиста. Просто, как преподаватель, явно вижу связь между питанием детей и результатами их успеваемости, поведения, работы на уроке.
И хочу дать совет любящим родителям: не перекармливайте детей, не хочет – не заставляйте, дайте ребенку с собой фрукт: яблоко, грушу, орешки, несколько штук галетного печенья, и обязательно бутылку с чистой питьевой водой. Ни в коем случае, не газированную, и не цветную.
Давно, когда дети были еще маленькими, мы случайно пролили на пластиковый стол ярко-ядовитый напиток. Пятно не отмывалось очень долго. С тех пор никто в нашей семье таких напитков не пьет. А представляете, что делается после них в желудке?
Здоровье и компьютер
Огромная проблема, бич нашего времени – компьютер. Медицина утверждает: детям до пяти лет вообще нельзя находиться возле компьютера. Опять же все идет из семьи: если родители сидят в социальных сетях, то ждите последователей – ваших детей. Старайтесь ограничить просмотр, как компьютера, так и телевизора. Но правила должны быть не только для детей – тогда они не будут выполняться, но и для взрослых.
У некоторых моих учеников дома нет интернета, и к этому дети относятся спокойно. Они по-взрослому объясняют причину – чтобы не отвлекал от учебы. И, действительно, учатся эти дети хорошо, посещают различные секции и кружки, и в общении энергичные и коммуникабельные. А еще они читают книги! И это уже гарантия успеха в жизни – чтение правильных книг.
Осанка и здоровье ученика
Наши дети мало двигаются, но много времени проводят сидя за столом. Как помочь ребенку сохранить правильную осанку? – Организовать рабочее место.
В современной школе это невозможно: столы и стулья никто не подбирает по росту, разве что только в младших классах. Но раньше, если помните, регулировался даже наклон поверхности парты.
Совет родителям: купите ребенку специальный стул, у которого регулируется высота спинки, чтобы была опора для спины. Спинка может регулироваться и по наклону, но установите так, чтобы она была под углом 45 градусов по отношению к сидению стула. Само сидение тоже должно быть ровным и не широким, чтобы не давило на ноги ребенку, и на сидение опирались только ягодицы. Не поленитесь, и сделайте специальную подставку для ног маленькому ученику.
Например, у меня в классе вокала есть такая подставка. Дети оценили ее достоинства и ставят себе под ноги, когда поют сидя при разучивании нового материала.
Совет преподавателям: объясните детям правила – как нужно сидеть во время занятий, вокалистам расскажите о правильной певческой постановке, зачем и для чего все это нужно ребенку. Объясните ценность человеческого здоровья. Здоровые дети уверены, что так будет всегда, и что ничего не нужно предпринимать для сохранения здоровья.
Объясните, что человек здоров, пока кровь свободно циркулирует в организме. И это одна из причин сидеть ровно, не класть ногу на ногу, и следить за своей прямой осанкой и ровным позвоночником. Разговаривайте с ребенком, приводите яркие примеры, не жалейте своего времени на общение с детьми, ведь мы все желаем видеть учеников здоровыми и счастливыми.
Время летит очень быстро, скоро новый учебный год.
Желаю родителям и детям радостных ощущений и в жизни, и в обучении.
И в этом вам поможет ваше крепкое здоровье!
PS Не забудьте поделиться записью с друзьями в социальных сетях!