Преподаватели музыкальной школы достигнут лучших результатов в работе, если будут применять разнообразные формы работы, как с учениками, так и с родителями.
Задача преподавателя – донести до родителей требования, выдвигаемые школой; и постараться, чтобы эти требования были поняты и приняты родителями. Потому, что и у преподавателя, и у родителей цель одна – благо ребенка.
И если налажен тесный контакт между семьей и школой, будет результат в учебном и воспитательном процессе.
Взаимодействие семьи и школы будет эффективным, если родители проявляют заинтересованность к учебному и воспитательному процессу, преподаватель поддерживает инициативу родителей, взаимоотношения базируются на взаимопонимании, а общение — вежливое и корректное.
Формы взаимодействия
Формы взаимодействия учителя и семьи могут быть как групповые, так и индивидуальные. Это родительские собрания, родительские университеты, из современных форм – блог для родителей. На блоге каждый родитель в любое удобное для себя время найдет необходимую информацию.
Групповые формы работы необходимы для встречи с администрацией школы, для решения общих вопросов, например, — планирование учебной или воспитательной работы.
Индивидуальные формы – беседы, консультации.
В работе с родителями преподаватель должен следовать определенным правилам:
— Помнить фразу: «Прежде, чем воспитать ребенка, нужно воспитать родителей». У каждого родителя свое отношение к школе. Одни хотят вырастить гения, другие приводят ребенка в музыкальную школу, «чтобы собак не гонял по улице» (дословное выражение одного родителя), третьи стремятся воспитать гармонически развитую личность.
— Каждому родителю нужна поддержка и совет.
— Если нужно побеседовать с родителями, назначьте удобное время. Не разговаривайте набегу – результата не будет. Некоторые родители приходят пообщаться во время урока чужого ребенка. Это недопустимо — беседовать о своем чаде за счет учебного времени другого ученика.
— Разговаривать с родителями необходимо спокойно, приветливо, никогда не позволять поучительного тона. Это только вызовет негативную реакцию.
— Если родители пришли за помощью – цените их отношение к вам, не торопитесь давать однозначные советы. Может, родителю нужно было просто выговориться и быть услышанным. А решение интересующего вопроса они примут сами – и это будет их решение.
— Есть вопросы личного плана, которые нужно знать учителю, чтобы ненароком не допустить оплошности. Например, дать ребенку песню о папе. А вдруг, папы нет – он ушел из семьи? Спросить данные матери, а мама ребенка умерла. Да сколько таких ситуаций возникает! Сколько семей – столько и ситуаций, ведь это – жизнь!
И поэтому каждый преподаватель должен зарубить себе на носу:
— тактичность по отношению к детям
— необходимость узнать темы, которые нельзя затрагивать в общении с ребенком. Естественно, сделать это следует в отсутствие ученика. Родители должны понимать, что информация необходима для блага ребенка, и что учитель интересуется не из-за простого любопытства. А преподавателю следует помнить, что полученная информация – табу для посторонних.
— Во время беседы с родителями акцентируйте положительные стороны ученика. И только затем расскажите, что нужно сделать, чтобы учебный результат был еще лучше. Можно составить план, подсказать родителям, как проверить домашние задания, как помочь ребенку. Помните, что учебный процесс – длительный процесс. Вершины можно достичь, преодолевая ступеньку за ступенькой, шаг за шагом совершенствуя свое мастерство.
Главное, чтобы и родители, и ученики видели прогресс учебного процесса и фиксировали каждый маленький успех, без которых не бывает больших достижений.
— Помните: для каждого родителя свой ребенок – самый лучший, даже если родители пришли пожаловаться на свое непослушное чадо. Встреча со взрослыми обязательно должна завершиться положительным результатом для каждой стороны: преподаватель даст важные и полезные советы, а воодушевленный родитель захочет продолжать заниматься воспитанием чада, не будет избегать дальнейших встреч с учителем, а будет уверен, что найдет в лице преподавателя единомышленника и доброго советчика.
В результате, цель достигнута: подготовлена почва для плодотворной работы с учеником. А не это ли самое главное?
В следующей статье предлагаю ознакомиться с формой работы «Анкетирование для родителей». Анкетирование поможет лучше организовать учебный и воспитательный процесс в музыкальной школе.
Уважаемый читатель! Если статья оказалась для Вас интересной или полезной, проставьте, пожалуйста, лайки. А еще лучше, если напишите комментарий. Мне важно знать, какой материал более востребован.
С уважением, Ирина Анищенко